С 6 ноября 2009 года по 1 февраля 2010 года в историческом здании Радищевского музея работают выставки произведений из коллекции Радищевского музея "Русский учебный рисунок и акварель второй половины XIX – начала XX века" и "Русская оригинальная графика конца XIX – первой четверти XX века" из цикла "Графический альбом".
В системе академического художественного образования рисунку всегда отводилась первостепенная роль. Еще в проекте учреждения Петербургской Академии художеств – главной профессиональной школы для русских живописцев, скульпторов и архитекторов, говорилось, что достижение расцвета искусств невозможно без «твердого и исправного рисования», служащего «началом и основанием сих благородных художеств».
Эти принципы, сформулированные в середине XVIII века, оставались неизменными на протяжении всей истории Академии. Бережно поддерживалась и методика преподавания, направленная на развитие у учащихся всех специальностей точности глаза, чувства пропорций, навыков в передаче объема, на владение различными техниками: карандашом, сангиной, тушью и другими материалами.
Обучение рисунку включало следующие основные этапы: рисование простейших элементов орнаментов и геометрических фигур, копирование деталей человеческой головы и фигуры, рисование головы и фигуры целиком со скульптурных образцов и с живой натуры. Большое место отводилось копированию гипсовых слепков. В классах гипсовых голов и гипсовых фигур образцами служили слепки с великих античных статуй – воплощение господствовавших в Академии эстетических идеалов классицизма.
Завершающим этапом занятий рисунком было обучение в натурном классе, где учащиеся ежедневно рисовали «академии» – этюды с обнаженной модели. В учебную задачу входили точное определение пропорций и анатомических особенностей, характера движений, выявление выразительного контура, света и теней. Наиболее сложным было рисование двух натурщиков. Такие постановки, отличавшиеся продуманностью и пластичностью, обычно подразумевали какой-либо сюжет, позволявший использовать их в дальнейших самостоятельных композиционных работах.
Строгие каноны академических штудий не исключали индивидуальной манеры каждого рисовальщика. Сопоставление представленных в экспозиции рисунков Ф.С. Журавлева (учился в Императорской Академии художеств в 1855–1863) и В.Э. Борисова-Мусатова (в 1890–1891 – учащийся Московского Училища живописи, ваяния и зодчества; в 1891–1893 – Академии художеств) наглядно демонстрирует особенности формирующегося графического языка каждого из мастеров, а также усилившуюся к концу XIX века тенденцию к реалистической жизненности и конкретности.
Новой страницей в истории художественного образования в России стало появление учебных заведений, направленных на внедрение профессиональных художников в промышленную сферу. Самым успешным проектом такого рода стало Училище технического рисования барона А.Л. Штиглица в Санкт-Петербурге, готовившее мастеров декоративно-прикладного искусства.
В число обязательных учебных дисциплин входили: рисунок карандашом с гипсов и натуры, рисунок пером, отмывка тушью, акварель, рисование орнаментов и живых цветов. Для постановок в классе акварели использовались экспонаты богатейшего собрания музея Училища – рыцарские доспехи, чеканные шлемы, серебряные кубки и чаши, китайские вазы, парчовые и шелковые ткани и другие предметы прикладного искусства. Работы учеников отличались высоким качеством исполнения, мáстерской лепкой форм, тонким колоритом, построенным на звучных и чистых тонах.
Одним из четырех филиалов Училища технического рисования барона А.Л. Штиглица стало Боголюбовское рисовальное училище, открытое в 1897 году в здании Радищевского музея. Так замысел А.П. Боголюбова воплотил весьма актуальную для своего времени идею художественного музея и рисовальной школы как единого культурно-образовательного центра.
В год открытия музея (1885) в его коллекцию поступил обширный фонд учебных рисунков воспитанников Петербургской Академии художеств. В течение ряда последующих лет он был дополнен коллекцией экзаменационных работ учеников Центрального Училища технического рисования барона Штиглица. Этот дар был передан Надеждой Михайловной Половцовой – приемной дочерью А.Л. Штиглица, почетной попечительницей петербургского Училища, тонким знатоком искусства.
Все переданные в Саратов ученические работы оказались незаменимым учебным материалом для питомцев «Боголюбовки». Многие их авторы остались безвестными, другие вошли в историю искусства. Сегодня эти работы составляют одну из интересных коллекций графического собрания музея, свидетельствующую об уровне художественного образования в России второй половины XIX века.
В русской художественной культуре рубежа двух столетий искусство графики стало одним из самых интересных и актуальных явлений. В экспозиции представлена так называемая «живописная» графика, соединяющая лучшие особенности языка двух видов изобразительного искусства. В этом сочетании проявлялась усилившаяся в начале ХХ века тенденция к синтезу различных искусств, поиску новых выразительных возможностей традиционных техник. При этом отсутствие академической законченности, демонстрация зрителю открытой и наглядной «технологии» также становится знаком времени.
Все эти тенденции нашли отражение в деятельности объединения «Мир искусства», возникшего на петербургской почве в 1898 году и просуществовавшего до 1924 года. Создателем «Мира искусства» стал Александр Николаевич Бенуа (1870–1960), график, живописец, театральный декоратор, выдающийся художественный критик и искусствовед. Его базельские пейзажи 1896 года, как и другие ранние работы, почти монохромны по колориту, сумеречно-ненастны, полны романтической таинственности. По духу к ним близок поэтичный «Павловск» (1921).
Альберт Николаевич Бенуа (1852–1936) – старший брат Александра, один из его наставников в искусстве. И хотя в доме Бенуа, воспитавшем целую художественную династию, акварель была «семейной профессией», лишь Альберт стал профессиональным акварелистом, главой специализированного Общества. Его лучшие работы отличаются свежестью восприятия природы и блестящим мастерством исполнения. Один из ближайших соратников А.Н. Бенуа по «Миру искусства» – Мстислав Валерианович Добужинский (1875–1957). Постоянной темой его творчества был «город», окрашенный русским или европейским колоритом (как, на-пример, изысканно-утонченный «Гаарлем»), предстающий и торжественной столицей, и уютной глубинкой. «Улица в Чернигове» (1912) – один из пейзажей, созданных во время поездки по городам средней России и Украины. В нем с особой поэтичностью передается ощущение жизни провинциального города, ее размеренно-неторопливого хода.
Под влиянием мирискуснической эстетики сформировался Евгений Евгеньевич Лансере (1875–1946). Наряду с увлечением книжной графикой и монументальной живописью, на протяжении всей творческой жизни успешно работал в области станкового искусства, выделяя, при этом, жанр пейзажа. Во время захватывающих путешествий много рисовал на пленэре, проявив неза-урядный колористический темперамент. В 1922 году совершил поездку в Турцию. «Кладбище в Трапезунде» демонстрирует монументальность его графического стиля, сочетающего четкость и ясность композиционного мышления, незыблемость ощущения плоскости с благородством насыщенного, плотного, несколько «пряного» колорита.
Александр Яковлевич Головин (1863–1930) – выдающийся театральный декоратор, своим творчеством сыграл исключительную роль в завоевании ху-дожниками «главных ролей» в театре. Одним из шедевров его сценографии яв-ляется оформление оперы «Кармен» Ж. Бизе (1908) на прославленной сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Художнику удалось придать популярному уже в те времена спектаклю свежесть и новизну, остро соединив ощущение живой реальности, света и воздуха с праздничной декоративностью. За кулисами рождались и образы знаменитых «Испанок», в которых красочный театральный костюм служит необходимым дополнением яркого и выразитель-ного портретного образа. Узнаваемая манера художника с характерной графич-ностью и изысканной узорчатостью прочитывается в натюрморте «Розы и фарфор», в котором эффектные предметы выступают, словно артисты на театральной сцене.
Анна Петровна Остроумова-Лебедева (1871–1955) не раз побывавшая в Венеции, как и многие другие художники, была покорена её красотой. В пейзаже из собрания Радищевского музея она словно увидела прекрасную Венецию сквозь призму родного "перламутрового" Петербурга, изобразив ее не по южному яркой, а серебристо-серой, со смягченными контурами, как бы окутанны-ми ласковой, нежной дымкой.
Экспозицию зала завершает произведение Михаила Александровича Врубеля (1856–1910) «Проект майоликового камина» (1899–1900), связанное с работой художника в Абрамцевской керамической мастерской. Врубель был увлечен решением колористических задач не только в живописи. В красочной декоративности эскизной композиции, построенной на сказочно-эпических мотивах, угадывается исключительная живописность будущего майоликового изделия.
Марина Боровская