Юбилейная персональная ретроспектива художника Виктора Архипова в Курганском областном художественном музее представляет около сорока графических и живописных произведений 1987- 2009 годов, что впервые так полно знакомит с разными творческими пристрастиями автора, особенностями его индивидуальности, художественного языка.
Среди ранних работ – тонкие и точные натурные карандашные портреты из поездок в Чимеево и Зырянку в составе молодежных творческих групп («Марина», «Отец Серафим»). В рисунках последних лет художник обратился к красоте и тишине чимеевской природы («Святой источник», «Тихая заводь»), жанру натюрморта, автопортрета в символическом ключе («Автопортрет с двойником»).
В живописном разделе выставки художник демонстрирует верность и последовательность в развитии картинности с ее значительностью размера, сюжетным повествованием, театрализацией действия (Лицедеи», «Народная песня»). Композиции В. Архипова отличает подробная характеристика каждого героя, система метафор и символов, которые зачастую становятся лейтмотивными, несущими особую эмоциональную и смысловую нагрузку в картинах-притчах «Ночь на Ивана Купалу», «Сон влюбленного охотника».
Многие мифологические, тематические композиции связаны с воспоминаниями о детстве, яркими впечатлениями молодости. Постоянные наблюдения и размышления о событиях и проблемах дня сегодняшнего стали основой такой сложной формы высказывания, как диптих «Жизнь собачья», триптих «Суббота». Здесь от автора потребовалась большая доля лаконизма (при узнаваемости прототипов), обобщения формы, ясности, декоративности цветового решения полотна.
Увлеченность мифологическими образами позволяет в «Икаре», «Геракле» в знаковых ситуациях обозначить на языке иносказаний отношение автора к героям и проблемам уже современным. А постепенно сложившаяся серия «похищений» есть квинтэссенция мыслей художника о значении и соотношении женского и мужского начал как в культуре, так и в обычной жизни. Так, весьма примечательна эволюция Европы от гибкой и беззаботной юной красавицы к гротескной, кокетливо возлежащей огромной ню.
Картинки городской жизни и народных праздников, выплескивающихся на улицы и площади, горькие заметки и признания в любви складываются в целую серию - «Масленица», «Прощеное воскресенье», «Стенка на стенку». История, вековые традиции и суетная современность в них тесно переплетаются, становятся вневременными, словно сцены предстояния. Притом наш город и его обитатели, их любимые привычки и развлечения узнаются до боли легко.
Исповедально-биографичны автопортет «Полнолуние», портрет жены «Флора», и, конечно, «Реквием», исполненный к 55-летию Победы. В них, как и во всем творчестве В. Архипова, особо подкупает и всегда безошибочно узнается неповторимая искренняя авторская интонация мягкой иронии (и самоиронии), доброго юмора, читающейся немного печальной, иногда лукавой, но всегда теплой понимающей улыбки. Человечество, конечно, несовершенно, но жизнь неповторима и прекрасна, и автор не перестает любить ее такой, как она есть.
«Полнолуние» - название экспозиции, которое подсказала природа. Но и на человеческом веку, по мнению художника, пятидесятилетие - это замечательное время полноты жизни, накопленного опыта и того рубежа, переступив который хочется, не теряя достигнутого, продолжать шагать дальше, вперед.
Ольга НАУМЕНКО, куратор выставки, член АИС, СХ России.
Виктор Васильевич Архипов родился 21 октября 1959 года в селе Никулино Новосибирской области.
В 1976 году окончил ДХШ № 1 в Кургане, в 1980 году – Свердловское художественное училище, затем служил в армии до 1982 года. В 1988 году окончил художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института.
С 1984 года – участник областных, региональных, всероссийских выставок, международных. В Кургане состоялся ряд персональных выставок автора. С 2001 года член СХ России.
С 1983 года преподает в ДХШ № 1 в Кургане, с 2004 - ее директор.