21 октября 2009 года в 19.00 в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки состоится ВЕЧЕР ИЗ ЦИКЛА «ЗВУЧАТ ИНСТРУМЕНТЫ ИЗ КОЛЛЕКЦИИ МУЗЕЯ» – К 95-ЛЕТИЮ ЕВГЕНИЯ МУРЗИНА, изобретателя и конструктора фотоэлектронного синтезатора АНС.
Впервые в истории Музея фотоэлектронный синтезатор АНС (изобретатель-конструктор Е.А. Мурзин, изготовитель ОАО «Московский научно-исследовательский институт приборной автоматики», 1961–1964 гг.) прозвучит в реальном времени в сочетании с органом немецкого мастера Ф. Ладегаста (Вайсенфельс, 1868 г.) и терменвоксом, на которых композиторы и исполнители Станислав Крейчи и Олеся Ростовская представят новые композиции и импровизации.
В концерте принимает участие композитор Эдуард Артемьев.
Фотоэлектронный синтезатор АНС – это музыкальная «машина времени», которой подвластны любые музыкальные стили, полярные звуковые эффекты – и «первозданные», и «космические». Это – прародитель музыкального компьютера. До конца возможности АНС’а еще не изучены.
«Первый в мире музыкальный синтезатор создал советский артиллерийский полковник», «без АНС’а не было бы “Соляриса”», «электрический Страдивари», «обломок Атлантиды», «диалог с дельфинами», «единственный экземпляр» – таковы заголовки и определения в газете «Известия» (20 сентября 2003), посвященной АНС’у. Журналист С. Нехамкин писал: «Когда в “Бриллиантовой руке” загипсованная лапа гоняется за Гешей (Мироновым)… Когда в “Солярисе” давящим звуковым фоном идет тяжелое, переливающееся гудение – океан тревожится... Когда в “Освобождении” травится Гитлер... А еще в “Сибириаде”… А еще в “Зеркале”… И во множестве других фильмов звуковой эффект достигался с помощью синтезатора АНС».
С 1941 года Евгений Мурзин служил на фронте артиллеристом. За разработку зенитного прицела нового типа получил по закрытому списку Сталинскую премию. Был главным конструктором одного из комплексов аппаратуры командного пункта ПВО страны, имел множество изобретений. Мог стать генералом, доктором наук. Но интерес к музыке А.Н. Скрябина вдохновил Мурзина на изобретение всемогущего музыкального аппарата. Это было, когда слова «космос», «престиж страны» звучали магически, и под эту марку удавалось реализовать самые фантастические проекты.
АНС привлек внимание целой плеяды советских композиторов – Дмитрия Шостаковича, Эдуарда Артемьева, Андрея Волконского, Станислава Крейчи, Альфреда Шнитке, Эдисона Денисова, Софьи Губайдулиной, Станислава Крейчи, Шандора Каллоша, Владимира Мартынова... В результате в отечественной музыке родилось новое направление – электронная музыка.
Композиторы часто использовали АНС для создания отдельных звуков, которые применялись в материале сочинения: клеились, монтировались, обрабатывались. Еще АНС использовался для частично засекреченных работ по изучению языка дельфинов.
После закрытия нашумевших сенсационных концертов для элитной публики в Студии электронной музыки Государственного мемориального музея А.Н. Скрябина в Москве АНС переехал в Московский государственный университет на кафедру синтеза речи.
И вот теперь, АНС из эксперимента, из лабораторного прибора, постепенно превратившись в собственно музыкальный инструмент, будет звучать на концерте к 95-летию Евгения Мурзина не просто как демонстрация нескольких звуков, а как полноценный участник ансамбля с терменвоксом и органом.
Вход свободный.