Липецкий пленэр отличается от других тем, что от каждого областного Союза художников есть представитель, типичный представитель школы своего региона. Так уж сложилось за полвека, что на местах состоялись художественные школы – костромская, ярославская, тверская, владимирская и другие. И каждый город, каждый Союз создал свое лицо. Они зримо отличаются друг от друга, несмотря на то, что все ни продолжают традиции русского реалистического искусства.
Пленэр – это писание с натуры. В мастерской работа идет больше на сознании, а на природе включается, словно распечатывается, подсознание, ты пишешь и не всегда знаешь, что ты делаешь. Это важно тем, что сбиваешь «накатанность» техники, устоявшейся манеры, сложившихся штампов. Не с натуры срисовать, а душу раскрыть вот, что важно.
Думаю, для многих работа на пленэре открыла нечто новое, позволила лучше познать себя, свои возможности. У некоторых на холстах появлялись новые качества. Воронежский художник В. К. Знатков в работе «Лебедянь» создал емкий образ города. Она по краскам чистая, хорошо скомпонованная. Это его шедевр. И чувствуется след В.С. Сорокина, лидера липецкой живописи, который Знатков уловил в Липецке. Н. Д. Афьдоньшин, яркий представитель костромской школы, создал впечатляющий пейзаж «Облако», редко получается так, что облако решает образ пейзажа. В работах липчанина О. И. Малявкина чувствуется нечто языческое, мощное, говорящее о древней славянской земле. Я. В. Патокина, преданный последователь орловской школы, отличается культурной живописи, успевает поймать состояние и создать подлинно портретные пейзажи. Я бы особо отметил работу «Серебристый день» И. Н. Авакумовой, в ней весь набор прелести России - это и бугор высокий, это и вода, и поля, и среди этой красоты монастырь стоит. О. В. Краскова, воспитанная в традициях тамбовской школы, в этюде «Звонница Казанского собора» нашла свою гамму. А. А. Чукин – самородок, самостоятельный художник, что он чувствует, то он и делает, создавая удивительные вещи. Для владимирского художника Б. В. Жикова образ и состояние – прежде всего. Ю. И Болотов – из людей породы «солнышко», и живопись у него радостная, цветная, мажорная, фактурная. Смешение среднерусской и ужгородской школ видно в работах Ю. С. Глюдзе. В. М. Решедько – ведущий художник Рязани. Очень хорошо, что он оказался на пленэре. Обычно художники такого уровня не выезжают. Он может взять самый простой мотив и сделать чудо. А. В. Климохин из Иваново занял свою нишу на пленэре. Художник нашел свое видение, разнообразие мотивов, как в городской, так и в природной среде. Е. В. Фетисов – типичный представитель питерской школы, его техническое оснащение позволяет ему решать любые задачи. В его пленэрных работах светится душа. В. В. Литвинов из Ярославля в работе «Пороги Красивой Мечи» удачно выразили характер пейзажа. В. В. Петьков нашел себя в технике пастели, чувствует стиль, работает артистично, находит для этого материала мотивы гармоничные состоянию. В. Г. Алексанов не принадлежит ни к одной из школ. В. Б. Попов – великолепный мастер. Работает чистой гуашью в классической технике, теперь редко кто пишет. Он проникся своеобразием города, написал типичные лебедянские мотивы. Художник такого уровня был очень важен на пленэре.
Состоявшейся пленэр имеет значение не только в культурной жизни Лебедянска и Липецка, но и всей России. Это результат сотрудничества СХ России и Липецкой области, и такого опыта еще не было. Те формы, которые существовали в Домах творчества – с руководителем, с целенаправленным ходом работы, перенесены были в этот пленэр. И это сказалось на результатах. Работы, показанные на итоговой выставке, обладают высоким качеством и долго проживут. Целая коллекция произведений будет передана в местный краеведческий музей. Она сохранит для истории образ сегодняшней Лебедяни. Мне понравились горожане. Они снежностью и с гордостью говорили о своем городе. И пусть будет отрадой для них эта коллекция, оставленная в пользование – им, их детям, правнукам, навсегда.
Вернисаж 5 октября 15.00.
Справки по телефону: 917-58-80