Впервые в Вологодской областной картинной галерее открывается выставка «Автопортреты вологодских художников ХХ – ХХI века». Она посвящена 70-летию Вологодской организации союза художников России. В Шаламовском доме экспонируется свыше 50 произведений живописи и графики, созданных почти за столетие – с 1910 года по 2009 год. Выставка сформирована из фондов картинной галереи и творческих мастерских художников. Это прежде всего работы старых мастеров: Е. П. Шильниковского, В. Н. Теребенева, Н. А. Тусова, Ф. Н. Бочкова, С. М. Орлова и художников второй половины ХХ века: Г. Н. и Н. В. Бурмагиных, А. В. Пантелеева, Г. Н. Осиева и, конечно, многих наших современных художников. Далеко не каждый художник обращается в своем творчестве к автопортрету. Этот жанр имеет свои сложности и особенности. Художник и модель слиты в автопортрете в одном лице, поэтому художник чаще всего вынужден прибегать к посредникам: зеркалу или фотографии. В то же время, не связанный процессом позирования, художник сосредоточен на главной задаче автопортрета: раскрытии своего духовного мира, постижении своего характера, своих привязанностей и склонностей. Это жанр, в котором художник в большей степени непосредственен и имеет больше возможностей для разного рода творческих экспериментов.
Важную роль автопортрет играет в искусстве художника В. Н. Корбакова. Он создал за свой долгий творческий путь обширную (почти 90) галерею живописных и графических автопортретов. По словам В. Н. Корбакова, главная причина его обращения к этому жанру – это «создание художественной исповеди о себе». Присущие его личности эмоциональность, импульсивность и артистизм ярче всего выразились именно в произведениях этого жанра. Его автопортреты отличает тематическое разнообразие, богатая гамма чувств и переживаний их автора, интересные эксперименты в области формы и колорита, смелый полет фантазии, юмор. На выставке показаны «Автопортрет в шляпе» (1956), одна из первых его работ в этом жанре, и один из лучших в его творчестве «Автопортрет в жабо» (1977), созданный по впечатлениям от картин Веласкеса и других испанских и французских мастеров ХVII века. Эта картина привлекает благородной сдержанностью колористической гаммы и ясно выраженной мыслью о высоком предназначении искусства и художника-творца. Возвышенным строем мыслей и чувств, чеканной строгостью формы отмечен и «Автопортрет» (1981) А. В. Пантелеева. Значительное место в композиции картины занимает архитектура старинной итальянской Пизы со знаменитой башней, написанная столь же тщательно, как и фигура художника. Этот архитектурный пейзаж, свидетельствующий о масштабных завоеваниях человеческого гения, как бы вводит нас в неповторимый духовный мир модели, способствует преображению, обновлению мировосприятия художника. Автопортрет-картина Я. Ю. Крыжевского с необычным названием «Вариации на тему «Портрет» (1981) передает полный глубоких переживаний и серьезных размышлений внутренний мир молодого живописца. К одному из самых распространенных типов автопортрета, где художник изображает себя непосредственно за работой, относится «Автопортрет в зеркале» (1971) Г. Н. Осиева, «Автопортрет на Аляске» (2005) В. Н. Латынцева.
Графический раздел экспозиции, отличается большим разнообразием техник создания произведений. Это рисунки карандашом, акварелью, гуашью, чернилами; гравюры в техниках монотипии, офорта, ксилографии. Самое раннее по времени исполнения произведение выставки – «Автопортрет» Е. П. Шильниковского, созданный им в 1910 году в технике офорта в период обучения в Петербурге в мастерской знаменитого гравера В. В. Матэ. В этой работе ощущается волевой характер двадцатилетнего художника, его стремление к творческому поиску. В графических автопортретах преобладают погрудные изображения модели, как правило, с устремленным в пространство пристальным взглядом. Выразителен акварельный автопортрет будущего знаменитого скульптора С. М. Орлова, выполненный им в 1926 году в период его обучения в частной студии Ю. Ф. Лузан в Вологде. С трогательной старательностью переданы формы по-детски округлого лица юного художника, с тревожной напряженностью вглядывающегося в мир. Виртуозной легкостью рисунка, интеллигентностью и утонченностью облика модели привлекает исполненный в 1921 году в манере наброска акварелью автопортрет В. Н. Теребенева – художника, принадлежавшего к династии замечательных скульпторов, графиков, живописцев, известных в нашей стране с ХVIII века. Автопортрет Н. А. Тусова (1924) отличает тщательная проработка деталей, а спокойный ритм штрихов и линий рисунка говорят об уравновешенном характере и трудолюбии автора. Автопортреты старшего поколения мастеров – не только живое свидетельство непростых десятилетий российской жизни ХХ века: они подтверждают значительную роль их авторов в культурной жизни нашего края. Современный вологодский автопортрет представлен в экспозиции как хорошо знакомыми, так и совсем новыми произведениями Н. В. Баскакова, Д. Т. Тутунджан, Е. П. Гусева, М.В. Копьева, В. В. Попова, Н. И. Мишусты, В. К. Седова, О. А. Бороздина, Н. В. Лаврентьевой и других живописцев и графиков. Показанные на выставке автопортреты расширяют и обогащают наше представление о создавших их художниках, открывают новые грани их таланта.