От ветра у маленьких сфинксов слезятся глаза
Они охраняют покой и пугают детей,
Которым сегодня по-польски сказали: нельзя
Догнать на горячем асфальте шершавую тень
(А.Шклярская)
Холодные ветра загоняют в дом, не давая доиграть на пороге шахты. Огни салютов и наводнения созданы для того, чтобы любопытство победило страх. Неровные стены огромной коммунальной квартиры выкрашены во все цвета радуги. Маленькие черные сфинксы, стерегут двор.
Все это не бред начинающего сюрреалиста, а естественные декорации города в недрах Горного института, где провели детство двоюродные братья Ярослав и Эдмунд Шклярские. Но течение жизни выносит на разные берега и, привыкнув к двуязычию, царившему в семье (общение происходило на русском и польском языках), каждый из них в последствии создал свой алфавит от Э до Я, на котором заключенные в пространство герои холста сегодня уже не спорят и даже не разговаривают, застыв в состоянии внутреннего созерцания. Если добавить к вышесказанному еще немного сухой информации, то получится примерно следующее: Ярослав и Эдмунд Шклярские родились в семье, которая теснейшим образом переплетена с судьбой Горного института с 1887 года. И связана с ней по сей день.
Но это не помешало «цвести искусствам» в том специфическом и странном пространстве, которое знакомые называли «Семья Шклярских».
На выставке будут представлены живописные работы братьев Эдмунда и Ярослава Шклярских. Каждый со своей судьбой и историей, каждый на своем берегу, но есть ли в них схожие черты, или наоборот - судить зрителю…