«Хрупкое совершенство» Китайский фарфор ХVIII-XX вв. – из собрания Государственного музея Востока
22 сентября 2009 года под таким заголовком в Государственном музее Востока (Никитский бульвар, 12а) открывается (в 17.00) выставка, на которой представлено более 100 уникальных экспонатов, относящихся к поистине феноменальному явлению мировой цивилизации – китайскому фарфору. Развиваясь на протяжении веков, влияя на развитие многих видов искусства, фарфор является по существу «энциклопедией» китайской жизни, ее истории, литературы, а также мифологии.
Китай дал миру целый ряд удивительных изобретений и открытий. Наряду с порохом, шелком, бумагой (в том числе, денежными купюрами) фарфор по праву считается одним из «чудес света». Интерес к нему настолько велик, что за драгоценные изделия из китайского фарфора платили золотом. С VII они уже доставлялись в Европу по Великому шелковому пути. В XVII-XVIII вв. Европу буквально захлестнула «фарфоромания». Одновременно европейцы пытались раскрыть тайну фарфора, но безуспешно. Технологию его создания настолько строго охраняли в Китае, что на протяжении веков на западе не могли ее освоить. На деле основой «фарфорового теста» является каолин – белая мягкая и пластичная глина, прекрасно поддающаяся формовке. Слово «каолин» происходит от названия небольшого селении я Гаолин (дословно «Высокие холмы») в окрестностях Цзиндэчжэня (пров. Цзянси). Благодаря богатейшим залежам глины в этом месте и возник знаменитый центр фарфорового производства, и по сей день выпускающий как массовую продукцию, так и уникальные авторские экземпляры.
После провозглашения 1 октября 1949г. Китайской Народной Республики развитие фарфорового искусства происходит на качественно новой основе. Создается Институт керамического искусства; в вышеупомянутом Цзиндэчжэне открывается научно-исследовательская мастерская, где изучаются лучшие достижения прошлого и привлекаются к сотрудничеству талантливые художники.
Из представленных на выставке предметов выделяются образцы монохромных глазурей, таких как цзихун (жертвенно-красная), селадоны, клер-де-лун и нежно-розовые с поэтическим названием «облако красавицы». Особое внимание привлекает ваза художника Ци Гожуя, украшенная рельефным изображением бамбука и покрытая нежной голубой глазурью. В лучших традициях представлена и многоцветная роспись. Так, сочетание подглазурной меди и кобальта отражено, в частности, в работах художника Ван Бу. В творчестве керамистов ХХ век по-прежнему популярны колористические гаммы «зеленого» и «розового семейства».
В это же время налаживаются контакты с Государственным музеем Востока. Развивая их, Министерство культуры КНР в 1957 году передало московскому музею богатейшую коллекцию китайского искусства XVIII-XX вв. Достойное место в ней занимают лучшие образцы фарфорового производства, датированные 1954-м годом. Настоящая выставка в музее Востока продлится до конца ноября с.г. и послужит укреплению уз дружбы между народами двух стран.