Учебный год в культурно-выставочном центре «Радуга» открылся новой выставкой - «Мастер русского пейзажа -Иван Шишкин».
«Иван Иванович Шишкин – художник народный. Всю свою жизнь он изучал русский лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный» (В.В. Стасов).
И.И. Шишкин (1832-1898) — один из крупнейших и едва ли не самый популярный среди русских пейзажистов, который не только хорошо знал родную природу, но и любил ее всей силой своей могучей натуры. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу. Его называли «лесной богатырь», «царь леса», «старик-лесовик», а созданные им образы давно стали своеобразными символами России. Характерный представитель передовой интеллигенции, воспитанной в атмосфере общественного подъема шестидесятых годов, когда главным лозунгом деятелей искусства стало служение интересам народа, Шишкин был связан с Товариществом передвижных художественных выставок и узами тесной творческой дружбы с В.Г. Перовым и И.Н. Крамским, Ф.А. Васильевым и А.И. Куинджи, И.Е. Репиным и В.Е. Маковским.
Детство и юность мастера прошли в диких лесах Вятской губернии в Елабуге. Родился он в семье образованного влиятельного купца, который поддерживал стремление сына стать художником. Фундаментальное профессиональное образование Шишкин получил в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. Как пенсионер Академии Шишкин три года провел за границей, работал в Германии и Швейцарии, посещал Чехию, Францию, Бельгию и Голландию. Все это время художник страстно мечтал вернуться на Родину. Только в России он мог создать свои лучшие произведение, и его летопись русского леса во всей красе представлена в «Радуге».
Выставка показывает развитие мощного таланта Шишкина: ранние, выписанные «по правилам», работы («Вид на острове Ваалам» (1858)), размах кисти в зрелых произведениях («Первый снег» (1875), «Дубовая роща» (1887), «Сестрорецкий бор» (1896)) – и последняя картина мастера, поразившая современников силой исполнения, «Корабельная роща» (1898).
Отношение к жизни как к благу, восхищение миром природы, желание передать его на холсте почти физически, осязательно - все это не только свидетельствовало о натуралистических пристрастиях, но стало ведущим методом творчества Шишкина. С естествоиспытательским интересом художник изучает ствол дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи, в которых проявлялась идея живой, вечной жизни, открывая целый мир ранее неведомых русской живописи предметов, поэтических вдохновений и восторгов. Последовательный реалист, точно воспроизводивший подробности природного мира, Шишкин в то же время умел создавать тонкую лирическую атмосферу в картинах («Дождь в дубовом лесу» (1891)).
На произведениях мастера выросло несколько поколений русских людей. И они не перестают быть притягательными для зрителей, родными, как слова каждодневной молитвы – о благе, о доброте. Для многих детей первой любовью в живописи становится картина «Утро в сосновом лесу» (1889). Взрослого человека вновь и вновь вдохновляет простая и непередаваемая словами красота таких работ, как «Среди долины ровныя…» (1883).
Выставка в «Радуге» собрала произведения Шишкина из музеев России (Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, художественные музеи Пскова, Пензы, Ярославля, Нижнего Новгорода, Казани и других городов), Украины, Армении. Главная «редкость», представленная на выставке, - картина «Папоротники» из частной коллекции.
В творчестве художник всякий раз мыслил «написать пейзаж, в котором бы с предельной ясностью и конкретностью выразилась любовь к жизни, к земле, к людям». Мысль эта согревает все картины Шишкина.
Телевизионный репортаж о выставке Ивана Шишкина можно увидеть, пройдя по ссылке:
http://chuvashia.rfn.ru/rnews.html?id=2384&cid=4
Выставка продлится до 15 декабря 2009 г. Вход свободный.