Выставка «В ТРУДАХ ДЕРЖАВСТВА И ВОЙНЫ…»
К 300-летию Полтавской битвы и 180-летию поэмы А.С. Пушкина «Полтава»
Открыта с 15 июля до 30 сентября в Выставочных залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате (Арбат, 55/32, вход с Денежного пер.)
Великий поэт был не только духовным наследником петровских преобразований, но и вел свою родословную от участника Полтавской битвы, знаменитого «арапа Петра Великого» А.П. Ганнибала.
Цитата из поэмы «Полтава», давшая название выставке, хорошо выражает, прежде всего, неповторимое своеобразие ее замысла: представить события 300-летней давности так, как они воспринимались А.С. Пушкиным и были запечатлены в его произведении, которое он сам назвал «самой зрелой изо всех моих стихотворных повестей, в которой все почти оригинально». Поэт, как и его современники, считал битву поворотным пунктом всей истории России: «Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, и европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы». Выставка состоит из трех разделов.
I раздел. Хроника Северной войны 1700-1721 гг., в которой битва при Полтаве (8 июля (27 июня ст. ст.) 1709 г.) явилась кульминационным событием. В разделе будут представлены историческая иллюстрация (гравюры, литографии XVIII-XIX веков), портреты военачальников – «птенцов гнезда Петрова», архивные документы.
II раздел посвящен отражению противостояния двух военных гениев эпохи – Петра I и Карла XII, которое не только привлекало историков, но и явилось основной историко-философской мыслью поэмы Пушкина. В разделе будут представлены портреты обоих венценосцев из собрания ГМП.
III раздел полностью посвящен поэме «Полтава». Будут представлены сочинения, послужившие источниками для написания поэмы (Прокопович, Ломоносов, Голиков, Вольтер, Лезюр), издания этого произведения (начиная с прижизненного); отзывы литераторов на поэму «Полтава» а также материалы, раскрывающие восприятие Полтавской битвы современниками Пушкина в эпоху 1812 года. Можно будет увидеть иллюстрации к «Полтаве» известных отечественных художников (оригинальная техника, эстамп) Рудакова, Константинова, Траугота, Мациевского и др.