В Музее-институте семьи Рерихов открылась выставка «Лучшие Розы Востока и Запада одинаково прекрасно благоухают», посвященная символу Розы в культурах разных на-родов. Выставка стала кульминационным событием художественно-просветительского проекта с одноимённым названием, организованного в рамках общегородской програм-мы «Толерантность», куда вошло проведение Дня культуры, круглый стол, концерты и встречи с представителями национальных культурных обществ.
Девизом выставки и проекта, включающего в себя различные мероприятия под знаком диалога культур, послужила поэтическая фраза Николая Константиновича Рериха, симво-лизирующая равную ценность высших культурных достижений разных народов и объеди-няющие их начала. В статье «Благоухание» (1935 г.) Н.К. Рерих писал: «Когда однажды меня спросили, какая разница между Востоком и Западом, я сказал: ІЛучшие розы Восто-ка и Запада одинаково благоухаютІ».
В представленных на выставке произведениях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства образ Розы раскрывается в разных ипостасях и трактовках. По словам заведующей научно-методическим отделом музея, куратора проекта Юлии Будни-ковой, художник не случайно выбрал в качестве символа лучших построений духа образ Розы: «Какую из культур бы мы не рассматривали, роза везде выступает как символ за-вершенности, полноты, совершенства, вечно меняющегося и открывающегося новыми гранями мира. В Древнем Египте роза – священный цветок «царицы богов» – богини Иси-ды. В еврейской Каббале Роза – сердце творения, образ единства. Римляне верили, что этот цветок вселяет в сердца мужество. В индуизме роза – колыбель богини красоты Лак-шми, священный цветок, охраняющий божественную тайну. В христианстве - красная ро-за – символ жертвенной крови Христа, белая роза - символ Царицы Небесной. В буддизме роза – знание, закон, путь порядка. В мусульманстве – белая роза возникла из капель по-та, выступившего на Мухаммеде на его пути к небу и упавшего на землю. Это знак боже-ственной мудрости и любви. В Багдадской Розе первый круг символизирует Закон, второй – путь, третий – знание; а все три – Истину и имена Аллаха. В греческой мифологии – символ любви и страсти, священный цветок Афродиты. В греческой же культуре роза считалась символом молчания и тайны, откуда появилось и выражение Sub rosa dictum. Тайные общества помечали розой свои книги, сосуды, одежду и предметы культа».
На выставке представлена репродукция картины Рериха «Тайна розы» – это тайна соеди-нения двух сердец в служении Высшему. Особое отношение семьи Рерихов к этому сим-волу свидетельствуют личные вещи Елены Ивановны, представленные на выставке - ее украшения в виде этого цветка. Святослав Николаевич не раз обращался к этому символу - розу можно найти в его картинах. Впрочем, писатели и художники и по сей день не ут-ратили любви к этому необыкновенному цветку. На выставке можно увидеть работы бо-лее 15 современных художников, где изображен этот цветок.
Завершает экспозицию инсталляция «Розовый кабинет». Мебель кабинета происходит из Мемориального собрания Степана Степановича Митусова. На резной полочке располага-ется «розовая библиотека» – подборка книг, в которых образ Розы нашёл своё воплоще-ние. На столике для рукоделия, принадлежавшем Е.И. Рерих, раскрыта повесть К.Ф. Паустовского «Золотая роза».
На выставке также представлены разнообразные бытовые предметы, несущие на себе изо-бражение розы.