Сменная экспозиция из фондов графики ХХ века
Выставка-исследование посвящена легендарному художественному вузу – Вхутемасу-Вхутеину (1920–1930). За неполное десятилетие он сумел совершить переворот в системе подготовки художников в советской России. Открывая зрителям интереснейшую коллекцию искусства 1920-х, связанную с Полиграфическим факультетом знаменитого института, более половины из 120 экспонатов Галерея показывает впервые.
Реформы в пореволюционной России коснулись и художественного образования. В 1918 году Строгановское художественно-промышленное училище было преобразовано в Первые, а Московское училище живописи, ваяния и зодчества – во Вторые Свободные Государственные художественные мастерские (Свомас). Декретом Совнаркома в 1920 году их объединили в Московский Вхутемас (Высшие художественно-технические мастерские). В 1926 году он был реорганизован и до 1930 года, пока не был закрыт, существовал уже как Вхутеин (Высший художественно-технический институт).
В новом вузе активно развивались новаторские методы преподавания, основанные на формально-аналитическом подходе. После усвоения формальных дисциплин (живописи, скульптуры, архитектуры, дизайна) на Основном отделении – первой ступени, общей для всех вхутемасовцев, – студенты продолжали обучение на 8 специальных факультетах: «производственных» и относившихся к области «чистого искусства».
Полиграффак считался производственным факультетом. Не раз он менял название: Печатный факультет (1920), Графическо-печатный (1921–1922), Художественно-полиграфический (1924–1926), Полиграфический (1925–1930). Здесь готовили художников по специальностям: литографское дело, металлическая гравюра (фотомеханика и офорт), книгопечатное дело. С 1921 года на факультете шло обучение уже по 5 специальностям: литография, офорт, ксилография, фотомеханика и типографское дело. Три последних были тесно связаны с работой над книгой.
Авторитетнейшей фигурой в институте был В.А.Фаворский, который вначале заведовал кафедрой ксилографии, а позже стал ректором Вхутемаса. Он был убежден, что «устаревшая» традиция обучения техникам графики, унаследованная от Строгановского училища, воспитывает особую культуру работы с материалом. Поэтому на факультете стремились ввести в современную полиграфию все богатство многовековой графической культуры. Впоследствии многие питомцы Полиграффака, например А.А.Дейнека и Ю.И.Пименов, свободно владели как книжно-журнальной, так и плакатной, и станковой графикой.
Именно В.А.Фаворский и Н.И.Пискарев, возглавлявший ксилографско-книгопечатное отделение Полиграффака, поставили задачу создания художественной книги в новых производственных условиях, ввели в стенах вуза термин «макет книги». В учебной типографии студенты выступали одновременно как авторы макета и иллюстраций, защищая в качестве дипломной работы индивидуальный проект книги.
Экспозиция соединила произведения крупнейших мастеров, преподававших во Вхутемасе-Вхутеине, и самые ранние опыты их питомцев. По учебным и дипломным работам заметно тяготение студентов к различным стилистическим направлениям, к которым принадлежали педагоги: В.А.Фаворский, П.И.Львов, В.Д.Фалилеев и др. Кураторы выставки выбрали среди работ мэтров те, что служили ориентиром для учеников, в частности литографии Н.Н.Купреянова, офорты И.И.Нивинского, рисунки П.В.Митурича.
В двух музейных залах реконструированы некоторые этапы учебного процесса. Их можно проследить на примере заданий по композиции, цветовому и объемно-пространственному решению натуры, выполненных Л.А.Жолткевич, Н.И.Лапшиным, Е.М.Гуревич. В студенческих листах представлены все техники, в которых работали вхутемасовцы (например, рисунок или литография), отражено обучение специальным предметам.
В разные годы художники и их наследники подарили немало работ Третьяковской галерее, способствуя формированию коллекции, связанной с Полиграффаком. Долгосрочный проект «Третьяковская галерея на Крымском Валу открывает свои запасники» позволяет показать это собрание, обычно находящееся в фондах.
В числе произведений, никогда прежде не выставлявшихся, – сохраненные целиком дипломные работы А.Д.Гончарова, Е.А.Афанасьевой, И.Д.Кулешова, М.М.Аксельрода и И.А.Шпинеля, а также отдельные листы из дипломных работ Б.Ф.Суханова, Я.С.Телишевского и других выпускников Полиграффака. Разноплановые творения множества авторов складываются в ансамбль, передающий атмосферу творческого поиска и эксперимента в художественном вузе нового типа. Рассказ о Вхутемасе-Вхутеине дополняют архивные фотографии и документы.
Пресс-показ – 18 июня в 14.00
Вернисаж – 18 июня в 16.00
Крымский Вал, 10, залы 21–22
Аккредитация в пресс-службе ГТГ: тел. 957 0792, тел./факс 953 3375
е-mail: