Пресс-конференция – 15 июня в 14.00. Выставка открыта с 16 июня, Крымский Вал, 10, залы 60–61
Вкладу россиян в искусство США посвящен масштабный международный проект с редким составом экспонатов. Представлен широкий спектр художников нескольких поколений, в первой половине ХХ века оказавшихся в Америке. Большинство произведений 40 авторов впервые демонстрируются в России.
Наследие русской художественной диаспоры все активнее интегрируется в российский арт-контекст. Однако чаще внимание обращено к иммигрантам в Европу, хотя выходцы из России оказались разбросаны по всему свету. Порой в дальних странах их чтят как основоположников разнообразных отраслей культуры и социальных институций. Нечто подобное произошло в США с такими мастерами, как Макс Вебер, Арчил Горки, Марк Ротко или Луиза Невельсон, в честь которой еще при жизни назвали площадь на Манхэттене. Выставка напомнит о роли эмигрантов из России в формировании американского авангарда и абстрактного экспрессионизма, во второй половине ХХ века превративших Нью-Йорк в одну из мировых художественных столиц. Правда, в этот период большинство представителей русско-еврейской диаспоры ощущали себя полноценными американцами, не говорили и не мыслили по-русски, а потому их творчество – плоть от плоти художественного процесса, развивавшегося в США, и уже мало связано с культурой «исторической родины».
Художники покидали пределы Российской империи в силу многих причин: одни отправлялись учиться в Европу, другие бежали за океан от еврейских погромов (многие попадали в эмиграцию еще детьми), третьи спасались от голода, разрухи и репрессий, принесенных Октябрьским переворотом. Вторая волна иммигрантов была прибита к западным берегам Атлантики гонениями фашизма на евреев в канун и во время II Мировой войны. В итоге русская художественная колония изначально была обречена на отсутствие единства и рассредоточена на огромном пространстве США, являя собой пестрый конгломерат стилей и судеб.
Выставка покажет как срез «русской художественной Америки», так и наиболее яркие ее персоналии. Временной диапазон проекта простирается от 1913 (кубофутуристический холст Макса Вебера «Интерьер четвертого измерения») до 1978, когда Александром Либерманом создан объект из ярко-красной стали «Макет для возвышения».
При входе в зал зритель попадет в круг хорошо знакомых имен: Николай Фешин, Алексей Арапов, Борис Анисфельд получили известность еще на родине. Ностальгическую ноту задает полотно Бориса Григорьева «Конец жатвы (Лики России)» 1923 года. Однако сюжеты «из русской жизни» быстро уступают место интернациональным и американским реалиям. Невдалеке от «Портрета Нины Шик» (1937) кисти Сергея Судейкина легко найти манхэттенские пейзажи этой художницы, дожившей до 1999. Творчество Давида Бурлюка, лидера русских футуристов, представлено как «Портретом профессора Н.К.Рериха, первого председателя объединения „Мир искусства“» (1929), так и остросоциальной композицией «Позор всем, кроме мертвых (Город безработных)» (1933). Картины Павла Челищева демонстрируют эволюцию от стиля ар-деко к сюрреалистическим композициям. Главная из них – завещанный автором Третьяковской галерее и хранящийся в ее собрании «Феномен» (1936–1938). Это единственный экспонат из российских музеев, который участвует в выставке и, более того, включен во все «серии» данного проекта.
Не претендуя на хрестоматийный обзор всей «русской Америки», выставка построена так, что по мере движения вглубь зала заметно нарастание абстрактной составляющей в искусстве США второй трети ХХ века. В центр экспозиции вынесено наследие модернистов середины столетия: это Марк Ротко, чье творчество дано в эволюции от фигуративных работ 1930-х к культовым полотнам 1950-х, Жюль Олитский, Илья Болотовский, Александр Либерман. Два последних представлены не только живописью, но и скульптурой, причем отсылающая к супрематизму «Первая ромбическая колонна» (1976) Болотовского эффектно сопоставлена с «Античной колонной» (1967) Луизы Невельсон – «амазонки» американского авангарда, чья абстрактная пластика украшает почтовые марки США.,
Раздел скульптуры также включает примеры творчества столь крупных мастеров евроатлантического модернизма, как Александр Архипенко («Женщина. Абстракция», 1920), Осип Цадкин («Узник», 1943), Жак Липшиц («Радость Орфея», 1945).
Практически неизвестно россиянам наследие таких мастеров разных поколений и стилистических направлений, как Луис Лозовик, Борис Ловет-Лорский, Леон Гаспар, Джон Грэхем (псевдоним Ивана Домбровского), Абрам Маневич, Бен Шан, братья Мозес и Рафаэль Сойеры, Борис Марго, Борис Шаляпин. Этих авторов высоко ценят в сегодняшней Америке.
Дополнят выставку подборка архивных фотографий и два документальных видеофильма: о художниках времен Великой депрессии и об иконе искусства США – М.Ротко. Вобравшая более 80 экспонатов выставка в Третьяковской галерее – часть турне проекта, который стартовал в Художественном музее Фреда Джонсона-младшего (Оклахома, США), затем был показан в Русском музее, а завершится в Художественном музее Сан-Диего (Калифорния, США).
В проекте участвуют около 30 музеев, галерей и частных коллекций США, в том числе Музей Метрополитен, Вашингтонская национальная галерея, Смитсоновский институт, Еврейский музей Нью-Йорка, Художественный институт Чикаго, Филадельфийский художественный музей.