В ГЦММК им. М.И. Глинки открывается выставка «А.С. Пушкин и музыка», посвященная 210-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. Она представляет раритеты пушкинского времени из коллекции Музея в интерьерах салона начала XIX столетия.
Жизнь поэта была наполнена музыкальными впечатлениями: от народных песен до итальянской оперы, от балетов Дидло и водевилей до симфоний Гайдна и Моцарта, до первых русских опер. В Музее хранятся разнообразные реликвии, связанные с Александром Сергеевичем Пушкиным и его современниками. Среди ценнейших экспонатов:
автограф поэта в Альбоме княгини Натальи Голицыной;
редкое издание кантаты «Александру I» княгини Зинаиды Волконской, салон которой посещал Пушкин;
«Прощальная песнь воспитанников Императорского лицея в Царском Селе» на слова Антона Дельвига с музыкой Вильгельма Теппера – лицейского учителя хорового пения, в доме которого Пушкин участвовал в литературных состязаниях;
романс И. Геништы «Погасло дневное светило» на стихи Пушкина (1828);
журнал «Северная арфа» (1822), где помещены романсы русских композиторов на стихи Пушкина;
первое издание поэмы «Руслан и Людмила»;
живописный портрет балерины Авдотьи Истоминой («Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна…»);
портрет знаменитой певицы пушкинской эпохи Нимфодоры Семёновой;
гитара, принадлежавшая московской цыганке Тане, неоднократно певшей поэту.
Особое место на выставке отведено Михаилу Ивановичу Глинке – современнику поэта. В.В. Стасов заметил, что и Пушкин, и Глинка – «родоначальники национального… оба создали новый русский язык – один в поэзии, другой в музыке». Живя в одно время и в одном городе, вращаясь в кругу общих знакомых, посещая те же концерты и спектакли, Пушкин и Глинка были дружны и умели ценить друг друга. Пушкин присутствовал на премьере оперы «Жизнь за царя» и принял участие в чествовании композитора. Глинка на протяжении всей жизни обращался к поэзии Пушкина (опера «Руслан и Людмила», романсы).
Современники Пушкина и Глинки – А.С. Грибоедов, князь В.Ф. Одоевский, граф М.Ю. Виельгорский, А.Н. Верстовский, А.С. Даргомыжский создали немало музыки на стихи поэта. Именно поэзия Пушкина во многом определила музыкальный язык русского романса, русской оперы.
М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков – все они могли бы повторить слова Даргомыжского: «Не могу ни дня без Пушкина». То же относится и ко многим русским музыкантам следующих поколений, например, к С.В. Рахманинову, И.Ф. Стравинскому, С.С. Прокофьеву, Г.В. Свиридову. Ярчайшие страницы музыкальной пушкинианы – оперный театр. Достаточно упомянуть «Русалку» Даргомыжского, «Бориса Годунова» Мусоргского, «Евгения Онегина» и «Пиковую даму» Чайковского, «Моцарта и Сальери» и «Сказку о царе Салтане» Римского-Корсакова, «Алеко» и «Скупого рыцаря» Рахманинова.
Постановки опер русских композиторов на пушкинские сюжеты оформляли крупнейшие отечественные художники – А.Я. Головин, К.А. Коровин, К.С. Петров-Водкин, Ф.Ф. Федоровский, и эта традиция была продолжена во второй половине ХХ столетия. Эскизы декораций и костюмов, представленные на выставке, демонстрируют неисчерпаемое богатство музыкально-театральной пушкинианы.