Представленные на постоянной экспозиции Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи образцы инженерно-легководолазного снаряжения для производства работ в морских и речных условиях вызывают неизменный интерес посетителей. Однако ими не ограничивается список предметов, свидетельствующих о развитии водолазного дела в России. В фондах музея хранится немало интереснейших экземпляров, которые послужили основой для создания новой выставки. Ее авторы выставки предприняли попытку максимально полно осветить многовековую историю водолазного дела в нашей стране.
Известно, что первое упоминание о водолазах на Руси в официальных документах относится к 1606 г. Водолазы были заняты добычей речного жемчуга, а также строительством и поддержанием в исправности гидротехнических сооружений рыболовных промыслов Нижней Волги. Они погружались без использования какого-либо специального снаряжения, «на нырке», и серьезных работ под водой выполнять не могли. Индивидуальный водолазный скафандр впервые появился в России в 1830-х годах. Это было отечественное вентилируемое снаряжение так называемого открытого типа, созданное российским механиком Гаузеном в 1829–1830 г. В 1838 г. было закуплено аналогичное английское устройство Чарльза Дина, которое активно развивалось и к концу 1850-х гг. превратилось в прототип современного двенадцатиболтового вентилируемого снаряжения. Оно широко импортировалось в Россию сначала фирмой Гейнке, а затем – фирмой Зибе&Горман. В 1865 г. в России появилось снаряжение Денейруза. Первый его образец – так называемое «свиное рыло» («Le Groin»): гидрокомбинезон с капюшоном, полнолицевая маска, устройство для дыхания с аварийным запасом сжатого воздуха в заспинном блоке, шланговая подача воздуха с поверхности – оказался очень неудобным в работе. В 1872 г. Денейруз представил в Россию доработанный трехболтовый вариант, который стал вторым типом признанного в России снаряжения. На выставке представлены шлемы Гейнке и Зибе&Горман, а также образцы шлемов и водолазные галоши из комплекта водолазного снаряжения системы Денейруза.
В 1882 г. в Кронштадте была организована первая водолазная школа, которая быстро стала «кузницей кадров» для военных и гражданских водолазных служб России. К концу 1880-х гг. в России окончательно сложилась и успешно действовала вплоть до 1917 г. сбалансированная межведомственная инфраструктура обеспечения и проведения водолазных работ, включающая в себя научно-исследовательскую и конструкторскую базу, специализированное производство, учебный центр, центр разработки нормативно-руководящих документов и собственно водолазные предприятия, выполняющие работы под водой. Сохранились редкие исторические фотографии, запечатлевшие водолазов и инструкторов Кронштадтской водолазной школы во время тренировочных занятий в стенах учебного заведения и на учебных судах.
Революция 1917 г. разрушила практически все существовавшие в России хозяйственные механизмы и связи, но уже в 1918 г. в стране начала восстанавливаться водолазная служба. Военно-морской флот организовывал водолазное обеспечение действия флотов, в том числе и судоподъем, а в гражданских структурах – в системе Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) – была создана Центральная водолазная база (1921 г). Она объединила административно-хозяйственное управление, учебный центр и опытно-производственные мастерские в Петрограде, а также водолазные станции в регионах. Эта структура успешно действовала вплоть до поглощения ее в 1930 г. знаменитым уже к тому времени ЭПРОНом (Экспедицией подводных работ особого назначения). ЭПРОН был создан в начале 1923 г. в системе ОГПУ с целью подъема золота с затонувшего в 1854 г. во время Крымской войны английского пароходо-фрегата «Принц». Несмотря на то, что золото обнаружено не было, организация продолжила работать, поднимая лежащие на дне Черного и Азовского морей суда и их грузы. В последствии ЭПРОН распространил свое влияние на северные и северо-западные акватории, поглотив при этом Центральную водолазную базу НКПС. В 1930-е гг. ЭПРОН фактически стал комплексной инфраструктурой обеспечения подводных работ в России, и лишь водолазные службы Военно-морского флота сохраняли свою независимость. С началом Великой отечественной войны ЭПРОН вошел в состав Аварийно-спасательной службы Военно-морского флота. После ее окончания как самостоятельная организация он восстановлен не был, но была выделена отдельная структура – Главное военное речное управление – задачей которой было проведение подводных работ на внутренних водоемах страны. Позднее в ряде гражданских министерств были созданы свои, ведомственные, водолазные службы. Уникальные фотографии, представленные на выставке, изображают специалистов ЭПРОНа в разные годы существования этой организации, в моменты особо важных операций, в том числе во время подъема британского «Принца», подводных работ на Неве и Москве-реке и др.
Уже в первые послевоенные годы специалисты АСС ВМФ под руководством ученых Академии наук СССР и ведущих медицинских учреждений страны обеспечили мировое лидерство советских водолазов в области глубоководных погружений. Созданные в 1950-е годы водолазные снаряжения, образцы телефонных станций, подводные световые приборы, барокамеры, воздушные компрессоры среднего и высокого давления, водолазные катера широко использовались и военными и гражданскими водолазами в течение десятилетий без каких-либо существенных изменений. «Золотые» годы водолазного снаряжения и оборудования пришлись на 1970-е годы. Именно тогда были созданы находящиеся до сих пор на вооружении дыхательные аппараты, гидрокомбинезоны, средства движения и образцы оружия. В начале 2000-х годов, отечественная промышленность вновь начала разработку и изготовление водолазного снаряжения, но уже на качественно новом уровне. Многие из перечисленных образцов водолазного снаряжения и оборудования стали центральным звеном новой выставки. Посетители смогут увидеть 8 полных комплектов водолазных гидрокостюмов различных модификаций, начиная с 1930-х годов. На так называемой «линейке шлемов» демонстрируются шлемы, многие из которых сохранились в единичных экземплярах. На выставке можно проследить эволюцию водолазных ножей, компасов, грузов, фонарей, ботинок и т.п. Среди экспонатов – водолазные помпы российского и зарубежного производства. Широко представлены различные средства связи под водой.
На выставке демонстрируется кинохроника водолазных работ с начала 20-го века.
Выставка подготовлена совместно с предприятием «Подводгазинжиниринг». В организации приняли участие Центральный военно-морской музей, ЗАО «НПП ПТ «Океанос», ООО «КАМПО», ООО «Открытое море», ООО «Смольский Водолазный Скафандр»