Впервые за последние 40 лет любители искусства и театра смогут увидеть около 100 работ замечательного театрального художника, заслуженного деятеля искусств и народного художника РСФСР Ивана Севастьянова (1920-2004). На персональной выставке в Центральном Доме художника будет представлено 10 живописных полотен, 66 графических эскизов декораций, выполненных в смешанной технике, и порядка 30 эскизов костюмов, выполненных в основном акварелью. Все они созданы Иваном Васильевичем Севастьяновым к различным театральным постановкам, преимущественно в Новосибирске и Ленинграде-Санкт-Петербурге в период с 1945 по 1995 годы.
Куратор выставки Ксения Цанн-кай-си, автор-составитель каталога, изданного к проекту: «Весной 2006 года, собирая первый аукцион русской и советской живописи аукционного дома «Кабинетъ», я впервые увидела работы Ивана Севастьянова в одном из букинистических магазинов Москвы. Тогда мне было известно о нем только, что он достаточно долго работал главным художником театра оперы и балета им С.М. Кирова – бывшей-будущей Мариинки, - и после его смерти наследники продают его работы. Впрочем, по нескольким папкам с эскизами декораций и костюмов уже было понятно, что это лишь малая часть огромного наследия очень яркого и талантливого театрального художника. Мне досталось тогда около двухсот его работ. За несколько лет что-то из этих папок было раздарено друзьям, что-то выставлялось на аукционы, часть работ быта куплена знакомыми дизайнерами и архитекторами для интерьеров частных домов. Но большая часть так и пролежала в папках».
Конечно, наследие художника значительно обширнее: только в Саратове Севастьянов создал как художник более тридцати спектаклей, а еще несколько десятков – в Новосибирске и Ленинграде, многочисленные постановки в 80-е годы в театрах стран тогда социалистического лагеря и союзных республик. Всего – около 200 театральных постановок! Причем каждая постановка, – это несколько десятков, если не сотен листов картона или бумаги метрового размера, расписанных гуашью, темперой, акварелью. Каждый костюм – иногда это десятки действующих лиц в многоактных операх – проработан с удивительной тщательностью, вплоть до указания материалов, приколотых кусочками булавками к листам, перечисления фамилий артистов нескольких составов. Такая «щепетильность» была очень свойственна Александру Бенуа. У того только многочисленные надписи на эскизах – по-французски.
Иван Севастьянов прожил долгую жизнь. Он родился в 1920 году в Саратовской губернии и скончался в 2004 году в Санкт-Петербурге. Учитывая время и место его жизни, остается только удивляться, насколько удачно сложилась его судьба. Тридцатые-начало сороковых годов в Саратове, – для начинающего художника огромная удача. Прежде всего, это сам город, где плотность ярких и талантливых русских художников на единицу времени и пространства переходила все разумные пределы. И хотя в сороковые годы, когда Севастьянов учился и начинал работать, Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Петрова-Водкина и Уткина в Саратове уже не было, все предпосылки для его обучения и жизни в уникальной художественной среде уже сложились.
Он учился на театрально-декорационном курсе Саратовского художественного училища. Вход в училище был, собственно, боковым входом в здание Радищевского музея. Музей, изначально сформированный А.П. Боголюбовым, с его уникальной коллекцией французской живописи (Александр III разрешил Боголюбову отобрать для музея ряд картин из запасников Эрмитажа, Императорская Академия Художеств была дарителем музея), к 40-м годам ХХ века оказался – одно из парадоксальных деяний советской власти – укомплектован первоклассной русской живописью новейшего времени. Работы Кончаловского, Головина, Ульянова, Лентулова, Малевича, Крымова, Розановой, Экстер, Шевченко вошли в экспозицию музея наряду с картинами великих саратовцев. Все это вместе давало возможность получить поистине европейское художественное образование в сотнях километров от Москвы и Ленинграда и в тысячах – от европейских столиц.
В училище он был учеником И.Щеглова и Б.Миловидова, ученика Уткина. В годы войны – опять же к вопросу относительности времени и места в его судьбе – он становится учеником и помощником В.Дмитриева, главного художника эвакуированного в Саратов МХАТа, в молодости – ученика Петрова-Водкина и студийца экспериментальной студии Мейерхольда. После войны – учеником Н.Гущина, одного из выдающихся художников русского зарубежья. Тот опять же оказался в Саратове «благодаря» запрету на проживание в столице после возвращения из эмиграции в 1947 году. Тогда же вернулся в Саратов после десяти лет сталинских лагерей еще один яркий художник, человек из осколков Серебряного века – Валентин Юстицкий.
В 1940 году Севастьянов пришел на работу в театр. А в 1945 г. он уже главный художник Саратовского театра оперы и балета. В том году здесь ставили «Фауста» Гуно. От этого «Фауста» в коллекции остался выполненный маслом эскиз декорации I действия.
С 1952 года И.В. Севастьянов был главным художником Новосибирского театра оперы и балета. Это, пожалуй, самый плодотворный период в его жизни. Десятки постановок. В самом, кстати, большом российском театре. Сцена глубиной 30 метров с колосниками высотой 29,5 метра. Большой зал вмещает почти 2000 зрителей. И все это великолепие – в распоряжении главного художника театра. В Новосибирске Севастьянов ставит «Чародейку», «Майскую ночь», «Садко», «Ромео и Джульетту», «Сказку о царе Салтане», «Лебединое озеро», «Бориса Годунова» и многое другое, – практически весь классический оперный репертуар и множество балетов. Там же ставятся и многие экспериментальные вещи – опера венгерского классика Френца Эркеля «Банк Бан», балет китайца Чжан Сяо-ху «Драгоценный цветок лотоса». Работая в Новосибирске, Севастьянов получил звание народного художника РСФСР. Это много значило в художественной иерархии в 60-е годы прошлого столетия. Собственно, это и сегодня остается одним из критериев профессионализма художника и реальной оценкой его достижений. «Народный художник» при советской власти, чтобы там не говорили, это как звание «классного художника» в царской России.
С 1963 по 1976 гг. Севастьянов работает в Кировском театре в Ленинграде. Одни из самых красивых эскизов этого периода – к «русским» операм и балетам – опубликованы в изданном к выставке каталоге. «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина», «Царская невеста» – неизменная часть оперного репертуара любого российского театра. Здесь у Севастьянова много предшественников: от Билибина, Коровина, Добужинского, Головина до Рериха и Федоровского. Все они в той или иной мере повлияли на его художественный стиль. Работы Севастьянова, безусловно, находятся в общей традиции русского театрального искусства.
На протяжении всей своей жизни Севастьянов был востребован как художник. С 1952 – участник всех крупнейших выставок театрально-декорационного искусства. А в 1971 прошла персональная выставка в Москве.
Наследие художника Ивана Севастьянова многократно больше представленного в каталоге и на выставке. Его, несомненно, будут изучать искусствоведы и историки театра – и можно только позавидовать тому, кто будет работать в будущем с этими яркими, живыми, мастерски и талантливо сделанными работами, достойными не одной небольшой выставки, а большого ретроспективного показа, красивого фильма, подробной книги.
Надо отметить, что эта выставка будет интересна как взрослым любителям и ценителям изобразительного искусства и театра, так и детям – ведь на ней представлены иллюстрации к классическим театральным постановкам, в том числе и к многочисленным сказкам.
Организатор выставки: Фонд содействия изучению, сохранению и популяризации культурного и исторического наследия «Наше искусство» (Президент Фонда Константин Журомский). Куратор выставки, автор-составитель каталога Ксения Цанн-кай-си. Реставрация живописных работ для выставки выполнена Юрием Ланглебеном.
Организаторы выставки выражают искреннюю благодарность театроведу и историку искусства Анаид Оганесян за помощь в описании и систематизации работ И.В. Севастьянова.