Выставка в залах Санкт-Петербургского союза художников – первая персональная выставка произведений Николая Климушкина. Cвоими истоками творчество этого самобытного художника уходит в народное искусство с его искренностью и непосредственностью и русскую икону с ее духовностью и символическим языком. В нем произошел уникальный сплав художественных традиций народного и профессионального искусства, преломленный через мироощущение современного художника. Это обостренное философское размышление над вечными темами жизни и смерти, любви и ненависти, добра и зла.
Выпускник графического факультета Академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Николай Климушкин начал свой творческий путь в середине 1980-х годов с работы в экспериментальной литографской мастерской им. Н. А. Тырсы при Ленинградской организации Союза художников РСФСР. Возрождение интереса к искусству мастеров русского и советского, начавшееся в эти же годы, нашло отклик у молодого волжанина, не находившего в академическом языке необходимых средств для выражения своего мироощущения.
Основная тема творчества Климушкина – жизнь и судьба человека русской глубинки. Над своей «Русской серией» он работает на протяжении всей жизни. Интерес к фольклорным мотивам, проявившийся с юности, словно тонкий ручеек превратился в полноводную реку образов, в которых тесно переплелись персонажи славянской мифологии и современные обитатели небольших русских городков и деревень. Особая тяга художника, родившегося и выросшего на Волге, к жизни русской провинции, ее глубокое осмысление выливаются в выразительные композиции, полные сочувствия к персонажам и легкой добродушной иронии. Он не ставит своей задачей запечатлеть конкретное событие, но выбирает характерные для провинции ситуации, иногда светлые, праздничные, но чаще – полные драматизма, вызывающие сострадание.
Поездка в 2000 году на Север, в Карелию и Каргополье, вдохновила художника на создание нового цикла. «Северные мотивы», выполненные зачастую в пастели, воссоздают суровый дух северной природы и атмосферу незыблемости жизненного уклада. Работы этой серии обычно сдержаны в колорите, графичны и геометричны, словно древняя резьба. В произведениях этого цикла художник создает загадочный и поэтически-возвышенный образ Русского Севера.
В середине 1990-х годов художник обратился к библейским сюжетам, составившим «Евангельский цикл». Обращение к христианской тематике в последнее десятилетие XX века – это способ через метафорический язык, иносказание обратиться к проблемам духовного кризиса, наступившего в России в период смены социального строя. Озлобленность, жестокость, разобщенность, преобладание чувственного над духовным, проявившиеся в обществе в эту эпоху, со всей силой и драматизмом воплотились в «Евангельском цикле» Н.Климушкина. Художник выбирает такие сюжеты из библейской тематики, которые повествуют о силе человеческого духа, о самосовершенствовании, о восхождении духа через страдания (серия «мучеников», «Снятие с креста»). Работы этого цикла отличает монументальность рисунка, экспрессия и драматизм образов, позволяющие провести параллели с произведениями немецких экспрессионистов.
Народный символизм Николая Климушкина тревожит, возвышает, поднимает над обыденностью. Созданный им мир образов построен на глубокой вере в уникальность и самобытность русской культуры, в духовное возрождение русского народа. Его творчество является сильным и очень своевременным развитием лучших традиций русского искусства.
На выставке состоится презентация альбома о творчестве художника в серии «Художники Санкт-Петербурга» издательства СО ЛО СФК.
Куратор выставки Юрий Иваненко
8 921 979 04 56