C 1 апреля 2009 г. в Театральной галерее на Малой Ордынке открывается выставка «Метаморфозы гоголевской «Женитьбы», приуроченная к 200-летию со дня рождения Н.В. Гоголя.
Выставка посвящена истории постановок «Женитьбы» на русской сцене и отражает наиболее значимые этапы сценического освоения комедии. Представляемая экспозиция позволяет ознакомиться как с творческими экспериментами ведущих режиссёров прошлого, так и с современными интерпретациями гоголевской комедии.
Начинается выставка наиболее ценными экспонатами – премьерной афишей «Женитьбы» и «Игроков», поставленных в Малом театре 5-го февраля 1843 года в бенефис М.С. Щепкина, прижизненные изображениями директора московских императорских театров драматурга М.Н. Загоскина, писателя С.Т. Аксакова, актёров И.И. Сосницкого, М.С. Щепкина, В.И. Живокини.
Второй этап жизни пьесы, связанный с драматургической системой Островского представлен фотографиями актрис Малого театра О.О. Садовской и Н.А. Никулиной в ролях Фёклы Ивановны и Агафьи Тихоновны.
На выставке можно увидеть такие уникальные экспонаты как модель памятника Н.В. Гоголю, изготовленную выдающимся актёром Малого театра А.П. Ленским для конкурса на создание памятника писателю или серию фотографий, запечатлевших исполнение русскими офицерами комедии Гоголя в 1917 году в Германии под Магдебургом в лагере для военно-пленных.
Начало XX века ознаменовалось двумя яркими постановками «Женитьбы», оставившими заметный след в истории русского театра. В Петрограде спектакль поставили тогда ещё никому не известные Г.М. Козинцев и Л.З. Трауберг. Это был смелый эксперимент в духе искусства авангарда 20-х годов и представлял собой смесь жанров музыкального ревю, эстрады, клоунады, акробатики. Зримо напоминают об этом ярком зрелище показываемые на выставке эскизы костюмов персонажей «Женитьбы» работы Козинцева, учившегося живописи у А.Экстер. Другая экспериментальная постановка гоголевской комедии начала двадцатых годов – Ю.А. Завадского в III студии МХАТ. Спектакль был решён в стиле экспрессионизма, широко распространённом в то время в европейском искусстве.
Поворотным моментом в сценическом освоении «Женитьбы» стала постановка Театра на Малой Бронной 1975 года. А.В. Эфросу удалось первому найти ключ к «разгадке» «Женитьбы». Эфрос, по собственному выражению, «ошинелил» «Женитьбу», вскрыл драматическое начало, заложенное в пьесе автором, и поставил её в жанре лирической трагикомедии.
Этот спектакль является идейным и эстетическим центром выставки. Для решения задачи наиболее полного представления об этом сценическом шедевре на выставке представлен богатый и разнообразный материал: серия фотографий сцен из спектакля, костюмы главных героев, макет декорации работы художника В.Я. Левенталя, афиша, программа, а также экспонаты, связанные с постановкой «Женитьбы» в США, плакаты, буклеты, посвящённые гастролям театра на Малой Бронной за рубежом.
Начало XXI века ознаменовалось целым рядом постановок гоголевской комедии в столичных театрах. Постановки крупнейших российских режиссёров – М.А. Захарова, С.Н. Арцибашева, В.В. Фокина и сегодня с успехом идут на наших сценах. Выставка завершается демонстрацией материалов об этих спектаклях.
Выставка продлится до 20 августа 2009 г.