Выставки фоторабот Станислава Шапиро в Музее Набокова стали уже традиционными. В 2007 году состоялась выставка «Люди и двери», в 2008 году – выставка «Руки». Нынешняя, третья по счёту, стала результатом поездки фотохудожника по городам и кишлакам Таджикистана, в которой он принял участие осенью 2008 года в составе экспедиции Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН по заданию ЮНЕСКО.
После распада СССР многие его бывшие окраины на долгие годы стали для нас землёй неведомой. Что мы знаем сегодня о Таджикистане? То, что оттуда приезжают к нам молчаливые, сумрачные, темноволосые и темноглазые люди, для которых наш равнодушный язык подобрал бессмысленное слово - гастарбайтеры. Да ещё знаем, что наркотрафик идёт через эту среднеазиатскую республику. И что там, по реке Пяндж, проходит граница с Афганистаном. Нам, благополучным петербуржцам, осталась неизвестной длительная и жестокая война, прокатившаяся по земле Таджикистана - самая кровавая из всех, отгремевших на пространстве бывшего Советского Союза. А что происходит сейчас, после ухода российских пограничников, на таджико-афганской границе? А что вообще происходит там, «за стеной Памира»? Ещё два десятка лет назад мы жили в семье единой, а теперь не знаем ничего о жизни наших братьев и, похоже, знать не хотим. Так, что ли?
Станислав Шапиро заглянул в лицо современному, незнакомому нам Таджикистану. И попытался донести до нас увиденное. Горы. Дороги. Ослики. Велосипеды. Фрукты на лотках. Небо. Облака. Снова ослики, впряжённые в телеги. Снова дороги, вьющиеся по сухим каменистым склонам гор. Река. Это Пяндж, тот самый, пограничный. На противоположном берегу – селение, плоские крыши домов. Там - Афганистан. В этих местах шла война, шла десятилетия. Обитатели того берега, кто постарше, привыкли передвигаться короткими перебежками, прячась за скалы: во время афганской войны отсюда открывали без предупреждения огонь по любой движущейся мишени. А потом по этим таджикским дорогам мчались танки и грузовики с боевиками двух армий, схлестнувшихся в жестокой гражданско-этнической схватке. Там и тут валяется разбитая техника. В каждом доме – свои потери, свои воспоминания о войне.
Но вот лица людей. И в них мы не видим ужасов бесконечно долгой войны. Белобородые старцы, глаза их живые, искрящиеся. Женщины в платочках, их улыбки оснащены непременными золотыми зубами. Восток! Тюбетейки, а иногда и чалмы. Торговки на базаре радуются, что на них обратили внимание. Юнцы и девчонки глядят в объектив непринуждённо, весело. Этих людей объединяет вот что: они дружелюбны, они открыты, они улыбаются. Они, конечно же, хорошие наши знакомые, персонажи книг о Ходже Насреддине, только одетые чуточку современнее, да в качестве транспорта используют велосипед и мотоцикл наряду с традиционным ишаком.
Эти люди – такие же, как мы. Они отгорожены от нас границами, таможнями и прочими формальностями. Они, против своей и нашей воли оказались загнаны в иное, как бы несуществующее информационное пространство. Нам сейчас трудно вспомнить о них, и о том, что мы с ними – братья. Станислав Шапиро помогает нам восстановить утраченное единство. А.А. Иконников-Галицкий
Станислав Шапиро -
Родился в 1963 году в Ленинграде.
Профессионально начал заниматься фотографией с 1986 года. С 15 лет участвует в археологических и этнографических экспедициях на Северо-Западе России, в Центральной Азии, Южной Сибири и Монголии от Государственного Университета, Государственного Эрмитажа, МАЭ (Кунсткамера) РАН, Ин-та природного и культурного наследия. Фотографии художника входят во многие путеводители и каталоги, издаваемые МАЭ РАН (Тлинкиты:, Тайланд:, Путеводители по залам Кунсткамеры ит.д), отечественными и зарубежными издательствами (фотографии к путеводителю по Туве издательства «Ле пти фьюте») . Работы также неоднократно публиковались в различных художественных и научных изданиях и каталогах, выпускались в виде открыток и календарей.
С 1998 года художник начинает вести выставочную деятельность.
В 2004 году вышел альбом фотографий С. Шапиро - «Тува» (изд. «Формика»).
В настоящее время штатный фотограф (лаборатория аудиовизуальной антропологии) Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН. Несколько последних лет преподавал технику фотографии в Санкт-Петербургском Институте Гуманитарного Образования. Член Союза Фотохудожников России. Участник различных фотовыставок: в Санкт-Петербурге, Хакассии, Туве, Германии. Работы хранятся в частных коллекциях в Германии, Америке, Канаде,России