Выставка из фондов ГУК г. Москвы «Государственный музей керамики и «Усадьба Кусково XVIII века» знакомит с более чем 250-вековой историей русского фарфора, искусство которого тесно связано с традициями чаепития в России.
На выставке представлены 440 образцов чайной посуды XVIII - XX веков. Среди них - уникальные изделия первого фарфорового предприятия России - Императорского фарфорового завода, основанного в 1744 году, русских частных заводов Гарднера, Попова, Батенина, Сафронова, Кузнецова…
Небольшие предметы русской чайной посуды конца XVIII века, украшенные лаконичной цветочной росписью и зачастую повторяющие европейские образцы, сменяет изящная посуда первой трети XIX века, выполненная в традициях классицизма. Стройные формы украшены фигурными ручками, изящными рельефными деталями, сплошной позолотой, различными орнаментами и романтическими пейзажами.
Чайная посуда второй трети столетия становится более разнообразной и сложной по формам и ассортименту. В декоре преобладают глубокие насыщенные тона с позолотой и цветочной росписью. Ярким примером служат предметы завода Попова, расположенные на чайном столе, и сервиз с «коралловыми» ручками завода Корниловых.
В последней четверти XIX века процесс изготовления массового фарфора все более механизируется, что приводит к удешевлению продукции. На смену чайной посуде сложных форм с рельефным декором приходят тонкостенные изделия с упрощенным декором. К концу столетия монополистом в фарфоровой промышленности становится М.С. Кузнецов. На его заводах в Дулеве, Вербилках и других выпускали огромное количество фасонов чайных чашек и сервизов на любой вкус, от изящных заказных сервизов «тет-а-тет» до традиционных крепких трактирных чашек с разнообразной пестрой росписью. На предприятиях Кузнецова были созданы такие знаменитые изделия, как «пара чая» - объёмный шаровидный трактирный чайник для кипятка (доливной) в комплекте с маленьким (заварным), в большом количестве выпускались небольшие полусферические трактирные чашки.
В ХХ веке заводы послереволюционной России продолжили и развили лучшие традиции русского фарфора, выпуская издавна полюбившиеся формы чайной посуды с современным декором и создавая новые, отвечающие требованиям эпохи.
Одним из интересных явлений в фарфоре первых лет Советской власти стали произведения художников объединения «Мир искусства», несущие в себе черты утонченной декоративной стилизации фарфоровых изделий XVIII века.
Многие художники обращаются к национальным корням, к народному фольклору. В 1950-е годы в сервизе «Народные узоры» один из старейших мастеров Ленинградского завода А. Воробьевский возвращается к древнерусским традициям. Контрастная цветовая мозаика причудливого рисунка вызывает ассоциацию с одним из самых сложных видов искусства Киевской Руси - техникой перегородчатой эмали.
Мотивы русской набойки, лубка, яркие локальные цвета, использование техники трафарета стали определяющими в творчестве ведущего художника Дулёвского завода П. Леонова. Такой фарфор получил название «текстильного» (предметы из сервиза «Жар-птица»).
В эти годы появляется еще одно новое явление в росписи фарфора: повествовательность. Сервиз «Северный колхоз» ленинградского художника И. Ризнича знакомит с бытом, занятиями, орудиями труда, национальными костюмами людей Севера.
Многие изделия продолжают давние традиции. Крупные выразительные формы, стилизованные в духе «трактирной» посуды второй половины ХIХ века, красочная, эмоционально насыщенная роспись, широкий мазок и излюбленный мотив - цветок розы - все это создает приподнятое настроение, ожидание веселого праздника с чаепитием (сервизы «Букет» С. Медведева и «Колхозный» А. Лепорской).
Тесное соприкосновение язычества и христианства нашло отражение в чайном сервизе «Львы и птицы» ведущего художника Дмитровского завода Б. Калиты. Авторское название формы сервиза - «Суздаль». Графическая роспись - львы с улыбающимися лицами, русалки, цветы и листья - рождают воспоминание о рельефах на стенах храмов Владимиро-Суздальского княжества.
Среди народных промыслов России особое место занимают работы мастеров Гжели. Гжельские художники традиционно ориентировались, прежде всего, на простых горожан и сельских жителей. Чайная посуда, как и сама тема русского гостеприимства и чаепития, была для них всегда приоритетной.
Каждый из представленных на выставке экспонатов по-своему рассказывает о традициях русского чаепития, дает возможность познакомиться с историей русского фарфора и с редкими его образцами, сохранившимися только в музейных коллекциях.