В 2007 году Государственный музей А.С. Пушкина отметил свое пятидесятилетие. За столь небольшой срок московский музей сумел сформировать не только высококлассную пушкинскую коллекцию, но и уникальное по своему уровню художественное собрание. Значительное место занимает в нем портретная живопись – ведущий жанр в изобразительном искусстве второй половины XVIII – первой половины XIX века.
Представляемая во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике выставка «Дворянский портрет. Живопись и графика из собрания Государственного музея А.С. Пушкина» является продолжением большого проекта, дающего уникальную возможность жителям многих городов России познакомиться с коллекциями московского пушкинского музея, фонды которого насчитывают более 200 тысяч единиц хранения. Выставка знакомит посетителей с живописными, акварельными, миниатюрными, литографированными и гравированными портретами русского дворянства XVIII – XIX веков. Ее основу составляют изображения лиц пушкинской эпохи, так как многолетняя собирательская деятельность музея была направлена на создание портретной галереи современников поэта. Наряду с работами хорошо известных русских и иностранных художников: Ф.А. Бруни, А.П. и К.П. Брюлловых, В.И. Гау, О.А. Кипренского, И.К. Макарова, А. Молинари, Н.Д. Мыльникова, П.Ф. Соколова, Н.И. Тончи, Ф. Шротцберга, на ней представлены произведения малоизвестных крепостных мастеров и неизвестных авторов.
Выставка имеет своеобразный генеалогический аспект. Портреты объединены в так называемые «родословные гнезда» представителей нескольких поколений известных дворянских родов. Гончаровы, Загряжские и Полотняный завод, Вяземские, Шереметевы, Столыпины и подмосковное Остафьево, князья Куракины и усадьба Надеждино, Апраксины, князья Голицына и Ольгово – вот далеко не полный перечень тех дворянских гнезд, с которыми связана судьба того или иного рода, а вместе с тем и история бытования фамильных портретов.
Особое место занимают на выставке портреты дворянского клана Татищевых–Римских-Корсаковых–Яньковых–Благово, поступившие в музей в 2006 году. В этой семейной галерее представлены портреты ближайших родственников известной «московской старожилки» Елизаветы Петровны Яньковой, урожденной Благово, автора мемуаров «Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово», замечательного литературного памятника, своеобразной энциклопедии дворянской жизни. Ее мемуары сохранили для нас бесценные подробности, связанные с детством А.С. Пушкина.
Имена русских мастеров, создавших эту портретную галерею, неизвестны. Можно лишь предположить, что некоторые из них были написаны крепостным художником Яньковых. «Живописец у нас был собственный, не очень искусный, когда приходилось ему самому сочинять и от себя писать фигуры, потому что он плохо знал пропорции, но он очень верно, искусно копировал и в этом был отличный мастер. Звали его Григорий Озеров», – вспоминала «бабушка» Е.П. Янькова. Портреты отличает та особая чистота художественного восприятия, граничащая с трогательной наивностью и простодушием, которые были столь характерны для творчества русских крепостных художников. Более двух веков портреты хранились в семейном собрании и были переданы в музей москвичкой Верой Константиновной Журавлевой, прапраправнучкой Е.П. Яньковой. Двенадцать живописных полотен прошли сложнейшую реставрацию в мастерских Государственного музея А.С. Пушкина. Они были «возвращены к жизни» благодаря нашим реставраторам Е.Ю. Ивановой, О.П. Постернак, Е.С. Ферронской.
На выставке «Дворянский портрет. Живопись и графика из собрания Государственного музея А.С. Пушкина» представлено более 160 произведений, включая скульптуру, предметы декоративно-прикладного искусства и мебели. Многие экспонаты являются мемориальными: они были переданы в Государственный музей А.С. Пушкина непосредственно из семейных собраний, и в этом их непреходящая ценность.