29 октября в корпусе Бенуа Русского музея открывается выставка произведений известного русского художника Михаила Шварцмана. Это уже вторая выставка Шварцмана в Русском музее. На этот раз будет представлено около 70 графических работ из собрания вдовы художника.
Михаил Матвеевич Шварцман родился в Москве 4 июня 1926 года в семье предпринимателя-нэпмана. Когда эпоха нэпа закончилась, Шварцманы вынуждены были постоянно скрываться от преследования властей. В конце концов отца репрессировали и он погиб в лагере, а мать была сослана в Сибирь. Михаила, оставшегося сиротой, отправили в интернат, откуда он ушел в армию и служил в саперных войсках. После демобилизации в 1950-м Михаил поступил в Высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское), сначала на отделение металла, потом монументальной живописи. Уже на первых курсах будущий художник увлекся византийским и древнерусским искусством, фресками, иконами. Став дипломированным художником, Шварцман зарабатывал на жизнь, занимаясь оформлением книг, разработкой дизайна фирменных знаков, плакатной живописью, в которой добился немалых успехов не только в СССР, но и за рубежом. С 1966 года Михаил Матвеевич был главным художником Специального художественно-конструкторского бюро легкой промышленности, даже основал свою собственную школу, сыгравшую весьма важную роль в деле внедрения принципов графического стайлинга – знаково-стилистической унификации промышленных изделий. В конце 1950-х – 1960-х годах Михаил Шварцман встречается со многими, так называемыми неофициальными художниками, вступая с ними в художественный диалог. У самого Шварцмана в это время уже сложился иной образ мыслей и свой собственный станковый стиль «другого искусства», не похожий ни на один из существовавших в то время. Речь идет об отношении человека к жизни и смерти: «Человек в жизни своей творит икону себя и перед лицом смерти он оставляет иконный след себя во гробе. Это как бы духовное рождение в смерть». Система Шварцмана выработалась сначала на изображениях лиц. Это были условно трактованные головы–лица–лики. В «ликах» зарождалась «иерархия». Свои произведения художник называет «иературами», а свою концепцию – «иератизмом», производя этот термин от древнегреческого hieros – «священный». В искусстве древнего мира и средневековья иератизмом называли строго фронтальные изображения человеческой фигуры, с неподвижным взглядом и отрешенным спокойствием лица. Шварцман назвал свою новую систему «знаковой» – «языком третьего тысячелетия». На выставке экспонируются рисунки, дающие представление о поисках художника и подготовительной работе к живописным произведениям. Умер Шварцман в Москве 17 ноября 1997 году. Уже после его смерти, в 1997 году, работы Михаила Матвеевича вошли в наиболее значительные, в основном частные, собрания «неофициального» искусства. В том числе в коллекции знаменитого собирателя русской авангардной живописи Георгия Костаки и американца Нортона Доджа, чья коллекция сегодня включена в состав музея Циммерли Рутгерского университета, Нью-Джерси, США.
«Ему подражали, его цитировали, спрашивали и побаивались его мнения. У него было немало сторонников, но единомышленников он не находил даже среди них. Он никогда и никуда не спешил – смыслом его жизни была живопись. Он был человеком крутого нрава, редко менял привычный образ жизни, предпочитал рабочую тишину мастерской всякого рода публичной деятельности» - альбом «Михаил Шварцман» Государственного Русского музея 2005г.
Главный информационный партнер Русского музея – Издательский Дом Родионова
Информационный спонсор Русского музея – Портал «Музеи России».
Генеральный информационный партнер Русского музея – Газмпром-Медиа.