НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Мария Ломакина. Живопись. Графика. Третьяковская галерея.

c 26 сентября по 15 декабря 2008Москва
Марина. Х., м. 47х37.  2-я половина 1940-х
Лавра. Оргалит, масло.  49,5х60,5.  1940-е
МАРИЯ ЛОМАКИНА. 1896–1964. Живопись. Графика. Крымский Вал, 10, залы 21–22

Неангажированным художникам середины ХХ века, к которым принадлежит Мария Ломакина, были равно далеки как авангард, так и соцреализм. Их творчество, ныне признаваемое как «третий путь» в искусстве советского периода, сохранилось в основном у наследников и в частных коллекциях. Только в последние десятилетия их произведения поступают в собрания крупных музеев и мало известны широкой публике. К числу таких полузабытых «островов» относится и наследие М.В.Ломакиной (1896–1964). Первая музейная выставка одного из значительных мастеров «тихого искусства» охватывает весь творческий путь художницы от 1910-х до 1960-х годов. Ученица К.С.Петрова-Водкина, М.В.Ломакина работала в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве; занималась копированием и научной реконструкцией древнерусской монументальной живописи. В творчестве Ломакиной воплощены знание традиций классического искусства и понимание принципов построения фрески, хотя она, монументалист по образованию и призванию, не имела возможности осуществить свои замыслы в сталинскую эпоху. Мария Владимировна Ломакина родилась в Крыму в семье петербургских интеллигентов: ее отец участвовал в устройстве Никитского ботанического сада. В 1910-е годы училась на Высших женских курсах в Москве, параллельно посещая художественную «Студию К.Юона». Дебютировала как живописец в 1919-м. В 1923 году Крымский Союз работников искусств направил Ломакину в Петроградскую Академию художеств, где она поступила на монументальное отделение в мастерскую К.С.Петрова-Водкина. В 1927 году защитила дипломную работу, состоявшую из проекта стенной росписи «Охрана материнства и младенчества» и научного исследования «Художественные манеры фресок церкви Спаса Нередицы», куда входили копии фресок (работа была рекомендована к публикации). В дальнейшем художница отдала много сил научной реконструкции древнерусской живописи, прежде всего фресок Софийского собора в Киеве и церкви Спаса на Нередице под Новгородом. По ее копиям стенописи воссоздавался облик Спаса на Нередице, разрушенного в годы Великой Отечественной войны. В 1931 году Ломакина была командирована от сектора искусств Наркомпроса РСФСР для работы над темой «На табачных плантациях» в Крым, где, помимо зарисовок труда табаководов и виноградарей и эскизов к тематической картине, создала много портретов и пейзажей; позже жанр пейзажа будет преобладать в ее творчестве. Однако большое полотно в духе соцреализма, посвященное сельскому хозяйству, художницей так и не реализовано. Ясный и мужественный дух ее композиций на темы труда чрезвычайно далек от производственного пафоса официального искусства. Начиная с 1933 года, когда Мария Ломакина вышла замуж за скульптора Алексея Петрова, происходившего из семьи потомственных мастеров художественных промыслов подмосковного села Богородское, и до конца дней ее жизнь и творчество были связаны с Загорском (ныне Сергиев Посад). В 1933–36 годах она разрабатывала образцы игрушек для Загорского научно-экспериментального института игрушек. В 1959–62 годах преподавала рисунок в Абрамцевском художественно-промышленном училище. Большинство поздних пейзажей художницы, опиравшейся на традиции древнерусской и ренессансной фрески, посвящены природе и архитектуре Подмосковья, в первую очередь Троице-Сергиевой лавре и ее окрестностям. Отсутствие средств на материалы обусловило малый, порой близкий к миниатюре формат ее картин, но при этом она всегда стремилась к панорамному охвату пространства, к высокой степени обобщения натурных впечатлений. Искусство М.Ломакиной, словно ставившей себе задачу показать каждый уголок окружающего мира как элемент вселенской гармонии, обладает монументальным масштабом при ярко выраженной лирической окраске. Отдел живописи 1-й половины ХХ века стремится полновесно продемонстрировать творчество художницы. Для ретроспективы собрано свыше ста живописных и графических работ Марии Ломакиной, а также эскизов в сфере декоративно-прикладного искусства, из коллекций Третьяковской галереи, куда они попали после первой персональной выставки художницы (Москва, МОСХ, 1993), а также Русского музея, Музея Востока, Художественного музея Грузии. Однако в экспозиции преобладают произведения М.Ломакиной, хранящиеся в собрании дочери художницы М.А.Ломакиной и специально отреставрированные.

Куратор выставки – заведующая отделом живописи 1-й половины ХХ века Татьяна Ермакова

Пресс-показ – 25 сентября с 14.00

Вернисаж – 25 сентября в 16.00

www.museum.ru/N34791
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 26.11.2024  x    ?  


Прекрасная эпоха. Европейское искусство рубежа XIX–XX веков из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка "Пусть расцветают все цветы" в Музее Востока

Неизвестный Щукин. Не только новое искусство

Выставка «Петербург в кино: персонаж и съемочная площадка» в Петропавловской крепости

MUSEUM LOCI. Взгляд архитекторов XXI века

Мероприятия, посвящённые 295-летию со дня рождения А.В. Суворова и 120-летию Суворовского музея

Выставка "Царь сказки. К 180-летию со дня рождения Н.А. Римского-Корсакова" в Национальном музее музыки

Поэзия в красках. Персональная выставка живописи Галины Докучаевой

Выставка-биеннале IV конкурса «Придумано и сделано в России»

«Письма нового счастья»

Выставка «А в степи: бушует ветер...» в Центре современного искусства AZ/ART

Цикл концертов к выставке «А в степи: бушует ветер…» в Центре современного искусства AZ/ART

Выставка «Пир и праздник в античном мире» из собрания Государственного Эрмитажа в Выборге

Анастасия Кузнецова-Руф. Подняться, но не улететь

Выставка «Магия акварели» в Третьяковской галерее

Олеся Кот. Прозрачный мир

Выставка Геймрана Баймуханова «Моменты»

Романтический классицист. Петр Басин

Выставка «Репин. Детали» в Музее Академии художеств

Марина Цветаева и Иосиф Бродский. Вечер в Музее Анны Ахматовой

Выставка «Внимание, человек!» в Дарвиновском музее

Владимир Янтарёв «К звездам…»

Выставка «Пространства Андрея Васнецова» в Музейно-выставочном комплексе РАХ

Персональная выставка Александра Рюмшина

Выставка «Узор дракона» в Дальневосточном художественном музее

Юбилейная выставка живописи и графики Константина Петрова в Российской академии художеств

Выставка «Сага о болоте» в Дарвиновском музее

Край сильных

Выставка к 10-летию воссоединения Крыма и Севастополя с Россией в Коломенском


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru