выставка «Гэндзи-моногатари»
Хироаки Мияямы (Япония)
в Государственном художественном музее Алтайского края
5 августа 2008 года, в 16. 00, в Государственном художественном музее Алтайского края открывается выставка «Гэндзи - моногатари» современного японского художника, профессора Хироаки Мияямы, члена Международной Ассоциации художников Printsaurus, произведения которого представлены в коллекциях Музея Метрополитен, Музея Современного Искусства (Нью-Йорк), Британского Музея, Национального Музея Искусств (Осака), ГМИИ им. А.С. Пушкина и других крупнейших музеях мира.
В этом году исполняется 1000 лет с момента выхода в свет крупнейшего произведения японской классической литературы «Гэндзи Моногатари» («Повесть о Гэндзи»), написанного в 1008 году в эпоху Хэйан (VIII – XII вв.). Автором называют Мурасаки Сикибу, придворную даму императрицы Сёси (годы правления 986-1011). При дворе роман пользовался огромным успехом. Его переписывали, поскольку каждая семья хотела иметь свой собственный экземпляр.
Сюжет романа чрезвычайно сложен. В нем — 54 главы, более 300 персонажей, действие же охватывает отрезок в семьдесят лет. Судьбы героев переплетаются самым неожиданным образом, необычайной эмоциональной высоты достигают чувства и переживания.
В центре повествования — жизнь и любовные похождения побочного сына императора — принца Гэндзи. Необыкновенно красивый и наделенный всеми возможными достоинствами, мальчик с самого рождения стал всеобщим любимцем. В 12 лет он был объявлен совершеннолетним и получил в жены дочь первого канцлера. Но Гэндзи не оказался верным супругом. Японский Дон Жуан с изысканной легкостью и изобретательностью покоряет женские сердца, а имена его возлюбленных созвучны названиям цветов: Хризантема, Лилия, Фиалка… Герой не наделен особой разборчивостью: от наложницы своего отца он идет к юной фрейлине, затем к даме, у коей «нос большой и красный, отвратный, как у слона», затем к сановной 58-летней старухе и даже пытается соблазнить свою приемную дочь-подростка.
Идут годы. Брошенные им возлюбленные либо умирают, либо уходят в монастырь. Жизнь Гэндзи приближается к закату. Но тут в его сердце снова вспыхивает страсть — к юной Сан-но Мая. Увы, судьба делает роковой виток, и оказывается, что принцесса неверна ему, а отец ее сына — не Гэндзи, а молодой придворный. Пришло время платить за содеянное: ведь когда-то, будучи совсем молодым, Гэндзи соблазнил наложницу своего отца, и рожденный ею сын, вступивший впоследствии на трон, был сыном Гэндзи, а не отца-императора, как полагал тот.
Все тысячелетие, прошедшее со времени написания романа, в Японии происходило непрерывное освоение «Повести о Гэндзи» средствами изобразительного искусства. В XI – XII веках моногатари представляли собой сплетение трёх жанров: живописи, поэзии и прозы. Свиток моногатари состоял из рисунков и пояснений к ним. Читатели разворачивали свиток по горизонтали и рассматривали картинки, одновременно читая пояснения.
В XVIII веке возникла традиция использовать тетради с иллюстрациями к «Повести о Гэндзи» в качестве непременной составной части приданого невесты - каждую из глав оформляли в отдельную тетрадь, и все тетради складывали в красивый ларец.
И вот сейчас, в начале XXI века, Хироаки Мияяма предлагает свою интерпретацию «Гэндзи Моногатари» – в виде серии цветных офортов. Их 54, по числу глав в романе, выполнены они филигранно, каждый офорт печатался с 7-8 досок, а фоном служили сусальное золото или серебро. 55-я работа не связана с конкретной главой. Она является своеобразным гимном красоте, как и вся серия работ Мияямы.
Выставка будет работать с 5 августа по 5 сентября 2008 года.
Адрес музея: пр. Ленина, 88
Часы работы: с 10. 00 до 18. 00
Выходной день: воскресенье, понедельник
Телефоны для справок: 61-18-88, 61-99-10, 61-06-70