АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВИЧ ТИХОМИРОВ (1916-1995) Живопись. Графика
Александр Дмитриевич Тихомиров родился в Баку в семье инженера-строителя. После 6 классов школы работал в живописной мастерской рекламы и учился на рабфаке. В 1934 г. поступил на 2-й курс Бакинского художественного училища на живописный факультет. Начиная с 3-го курса, учился под руководством художника И. Рыженко (в прошлом ученика И. Репина), давшего ему, по словам А. Тихомирова, «крепкую реалистическую основу и живописную культуру». В 1935 г. 18-летним юношей участвовал в живописной выставке, посвященной юбилею Ш. Руставели. Его талант был замечен широкой художественной общественностью, работы были приобретены Азербайджанским музеем изобразительных искусств. По окончании училища в 1938 г. работал по договору над картинами для Азербайджанского антирелигиозного музея. В годы Великой Отечественной войны, будучи освобожденным от военной службы из-за слепоты правого глаза, работал в Художественном Комбинате Азербайджанского отделения Художественного фонда. В это же время вступил в Азербайджанский Союз Художников, работал над агитплакатами и портретами героев Отечественной войны. По приглашению И. Рыженко писал с ним два панно «Разгром гитлеровцев на Кавказе» для Бакинского дома Красной Армии и Флота. В 1945 г. поступил на 3-й курс Московского художественного института им. Сурикова. Учился у А. Осьмеркина. Но на 4-м курсе был исключен за «формалистические» проявления в живописи. Ко времени учебы относится знакомство А. Тихомирова с Р. Фальком, которое перешло в дружеские отношения. О работах молодого художника - пейзажах и натюрмортах в традиции русского импрессионизма, Р. Фальк отзывался с одобрением, отмечая, что А. Тихомиров обладает «французским глазом» в живописи. После приглашения Р. Фалька написать этюд из окна своей мастерской А. Тихомиров часто бывал у художника, они нашли много точек соприкосновения, вызванных близостью взглядов на проблемы творчества. Среди друзей А. Тихомирова были художники И. М. Ильин, Е. Симкин, С. Адливанкин, А. Лабас, А. Глускин, Б. Отаров, Б. Пинхасович, И. Дризе, Б. Тальберг, А. Передний, написавший портрет художника.
В 1950-76 гг. А. Тихомиров работал в Москве в Комбинате Монументально-декоративного искусства. Участвовал в праздничных оформлениях г. Москвы, в течение ряда лет оформлял Государственную Библиотеку им. В. И. Ленина. Вместе с художником И. М Ильиным написал монументальный портрет В. И. Ленина для фасада Министерства иностранных дел размером 42 x 22 м, за который был награжден золотой медалью на выставке наглядной агитации ВДНХ. По мнению искусствоведа В. А. Матвеева, творчество художника можно условно разделить на три этапа: импрессионистический (1940-50-е гг.), фовистический (1960-е гг.), новый классический (неоклассический) стиль, начиная с 1970-х гг. В работах А. Тихомирова – глубокий философский подтекст, психологичность образов сочетаются с мощным потоком энергии, великолепным решением пластических и цветовых задач. Вечные темы добра и зла, одиночества и трагического начала, тема любви находят отражение в его полотнах. Библейские персонажи, узники и отверженные, преследуемые толпой, странники, сумасшедшие – все те, кто так или иначе противопоставил себя массе в силу стремления к Иному, в силу болезни или непонимания толпы становятся героями его произведений. В работах, посвященных театру и цирку, ясно прослеживается отсыл к У. Шекспиру, чьи произведения любил художник. Сцены пира, отдыха актеров после спектакля, изображенные на полотнах, - те минуты, когда, устав от надуманной игры, навязанных ролей, люди в масках остаются среди многих себе подобных наедине каждый с собой. Актеры, акробаты, клоуны изображены с закрытыми глазами, их взгляд обращен внутрь себя - «повернув глаза зрачками в душу». Какие тайны, какие притягивающие бездны, полные пороков или страхов, открываются им? «Шут – принадлежность общества, именно он говорит правду в лицо», - отмечал художник. Тема Петрушки и Балерины, навеянная балетом Стравинского «Петрушка», тема необычайно сильной и нежной любви - одна из основных в творчестве А. Тихомирова: «”Петрушка и Балерина” - вот тема, которая захватывает меня всегда». Тонкий знаток и ценитель классической музыки, он писал свои полотна, слушая произведения Стравинского, Скрябина, Чайковского, Брамса, Карла Орфа, Бетховена, Рихтера. Друзья художника – композиторы, пианисты - называли его работы «воплощенной музыкой». «Александр Дмитриевич, - рассказывает В. А. Матвеев, - ставил широкие человеческие задачи, он как бы предчувствовал, что Россию ожидает некое испытание, переходный период в ее истории. Конечный цикл работ - типично классический как по композиции, так и по размаху изображенного, по воздействию на людей. Художник говорил: “Я хочу соединить современное с классическим”. Это была удивительно точная фраза, я думаю, что он этого достиг».
Как замечает художник, искусствовед, критик Л. Ф. Дьяконицын, «думаю, отныне имя Александра Дмитриевича Тихомирова будет все более и более известно, его творчество прочно займет место в искусстве и послужит источником мужества, культуры, вдохновения для других поколений художников».
Екатерина Гоголева.
Выставки работ А. Д. Тихомирова: Персональная выставка в Орловской картинной галерее – 1987 г. Участие в выставке русского искусства в Риме (Италия) – 1989 г. Выставка «Париж – Ленинград – Москва», обложка каталога этой выставки – работа А. Д. Тихомирова – 1990 г. Персональная выставка в галерее «АНТИПЪ» в Центральном доме литераторов – 1993 г. Посмертные выставки в ЦДХ – (обе в 1999 г.), в том числе выставка «Цирк», посвященная Ю. Никулину Групповая выставка студии «Остож» - 2002 г. Персональная выставка в Московском Государственном техническом университете им. Н. Э. Баумана – 2004 г. В настоящее время произведения А. Д. Тихомирова хранятся в музеях России, Азербайджана, Италии, в частных российских и зарубежных коллекциях (Франция, Канада, США, Австралия и др.).
Адрес галереи: Москва, ул. Спиридоновка, д. 4, стр. 1, ст. м. «Арбатская», «Баррикадная» Тел.: (495) 290-13-84.
Оргкомитет выставки: В. А. Дудаков, С. А. Черняк, Клуб коллекционеров изобразительного искусства.