В Художественном музее Базеля проходит выставка "Сутин и модернизм". Для нас это экспозиция примечательна тем, что ее героем стал уроженец Российской империи, а значит практически нас соотечественник.
Хаим Сутин (1893-1943) и его произведения знакомы широкой публики не столь хорошо, как работы его друзей и современников Амадео Модильяни и Марка Шагала, еще одного уроженца Белоруссии, чей художественный талант снискал ему известность на парижской земле. Но благодаря этому при соприкосновении с творениями Сутина у зрителя и исследователя нередко возникают чувства, знакомые первооткрывателям.
Выставка Художественного музея Базеля предлагает рассмотреть полотна мастера в контексте тех нередко противоречивых течений и устремлений, которыми было столь богато искусство ХХ столетия.
Для того чтобы стать художником Сутин преодолел множество препятствий. Мало того, что он родился в глухой провинции и многодетной бедной семье. В молодости он постоянно испытывал давление родных, противившихся его увлечению искусством. Остроту конфликту добавлял религиозный запрет на изображения человека, действующий в иудаизме. В 1913 году судьба привела его в Париж, столицу современного искусства Европы того времени. Сначала он находит прибежище в "Ла Рюш", затем в легендарном "Улье". Где работает рядом с Модильяни, Шагалом, Липшицом. Вне этого маленького круга друзей Сутин практически не с кем не общался.
Сутин остался равнодушен к кубизму, футуризму, дадаизму, сюрреализму, потрясавшими один за другим художественный мир. Он сосредоточился на создании собственного стиля, потрясающего интенсивностью цветов и заключенных в полотнах эмоций. Его картины, написанные широкими яростными мазками с фантастической перспективой и странно, гротескно искривленными фигурами потрясают и удивляют.
Сутин был в равной степени и революционером и традиционалистом, считают авторы экспозиции. Его не заинтересовало одно из главных достижений модернизма - беспредметное искусство, он продолжал всю жизнь писать пейзажи, портреты, натюрморты.
На выставке представлено около 60 работ художника. Их сопоставление с произведениями Модильяни, Шагала, Утрилло, а также Брака и Пикассо демонстрирует, что Сутина волновали те же художественные проблемы, что и его современников, несмотря на очевидное своеобразие его стиля.
(с) Музеи России
О выставке: http://www.kunstmuseumbasel.ch/en/exhibitions/current/soutine/