Выставка «Цветы и плоды земли» продолжает реализацию проекта, цель которого – знакомство посетителей Пушкинского Заповедника с творчеством ленинградских / петербургских художников, двадцать лет назад создавших галерею в п. Вехно Новоржевского района Псковской области. Небольшая экспозиция служит закономерным тематическим продолжением выставки, посвященной празднику великой Победы и открытой 8 мая в залах анфилады 1-го этажа Научно-культурного центра. Только в искусстве соседствуют, не сменяя, а сосуществуя рядом, времена года, времена человеческой жизни… Всего 20 работ, из которых бóльшую часть составляют произведения живописи (да и графика на удивление «живописна»), дают краткое и все же достаточно внятное представление о творчестве 12-ти очень разных художников. Назовем только некоторых из них, и прежде всего - имя Елены Петровны Скуинь (1908 – 1986), ученицы прославленных живописцев Д.И. Митрохина и А.А. Осмеркина, отдававшей преимущество жанру натюрморта. В одной из статей о ней сказано: «Легко и мастерски умела она воссоздать самую плоть вещей, сделать их физически ощутимыми, уменьшив дистанцию между изображенным предметом и зрителем». Четыре натюрморта Е.П. Скуинь – несомненное тому подтверждение.
Учеником А.А. Осмеркина был и народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, Лауреат Ленинской и Государственной премий, известный живописец Евсей Евсеевич Моисеенко (1916 – 1988). На выставке его творчество представлено двумя графическими набросками: «Весна» (1984) и «Натюрморт» (1988).
Наш земляк, уроженец д. Кудеверь Бежаницкого района Псковской области, Леонид Васильевич Птицын (г.р. 1929), в 15 лет (война!) лишился обеих кистей рук, но стремление стать художником победило, и вот перед нами его работы: «Автопортрет» (1973) и «Натюрморт с самоваром» (1976). А в с. Рождествено Гатчинского района Ленинградской области с 2005 года открыта постоянно действующая галерея мастера.
Заслуженный художник РСФСР, мастер пейзажной живописи, один из ведущих художников ленинградской школы Николай Ефимович Тимков (1912 – 1993) и яркий представитель современной петербургской школы живописи Дзовинар Аровна Бекарян (г.р. 1940) обращают на себя внимание неповторимостью почерка, видимого даже в одной работе. Впрочем, замысел выставки дает возможность вглядеться в каждую работу и одновременно почувствовать их союз во имя создания подвижной картины мира, выраженной через обращение к природе (в том числе – природе натюрморта).
И.Ю. Парчевская