Музей железнодорожного транспорта - музей семейный, то есть дети одни из основных его посетителей. И, одновременно, это музей учебный. И для детей, и для будущих инженеров интересно устройство самих локомотивов, мостов, машин, использующихся при постройке железных дорог, способы организации движения.
Первые интерактивные, как сейчас бы сказали, экспонаты появились в музее еще в XIX веке. Так посетители музея, например, имели возможность познакомиться с работой подъемного механизма моста стоявшего на реке Волхов. В первые годы существования механизм приводился в действие вручную, как и у модели, хотя последнее, конечно, требует значительно меньших усилий.
Но главным образом действующие модели расположены в залах с 7 по 11. Перед зрителями разворачивается процесс создания железнодорожного полотна с применением таких механизмов как многоковшовый канавокопатель, экскаватор, путеукладчик (в данном случае на примере модели УК-25). Наравне с оборудованием необходимым для создания рельсового пути представлено оборудование, использующиеся для обнаружения его неисправностей и дефектов.
А кого (и не только из числа детей, но из числа взрослых) не очаровывали модели железных дорог с резво бегущими по ним поездам? Правильно, большинство. Особенность таких моделей из экспозиции петербургского музея в том, что они воспроизводят в деталях сложные процессы управления и взаимодействия железнодорожных служб.
К наиболее эффектным относиться действующий макет сортировочной горки, исполненный еще в далеком 1937 году. …По травянистому пригорку расползаются серая паутина рельсов. Маневровый локомотив тянет вверх состав, а затем начинает раскатывать их по определенным диспетчером станции (сотрудником музея) путям. Вагончики лихо и со свистом скатываются с пригорка вниз. А трудяга локомотив начинает все сначала с приходом новой группы экскурсантов…
Столь же сильное впечатление остается от макета воспроизводящего работу дежурного по станции. До последнего времени оборудование, демонстрируемое в данном зале, использовалось на многочисленных настоящих железнодорожных станциях нашей страны. Но, и сегодня в эпоху повсеместной компьютеризации принципиальных изменений ход процесса не претерпел. Для того чтобы поезд смог начать свой путь, пролегающий по периметру зала диспетчер должен затратить около 10 минут на подготовку маршруту. В дальнейшем поезд не просто следует по определенному отрезку рельсового пути, а совершает остановки на станциях по маршруту следования и напоминает о правилах, в том числе, железнодорожного движения - останавливаясь на красный сигнал светофора, приводящего в действие автоматический шлагбаум. Так, что для нормального функционирования железнодорожного сообщения рельс и локомотива с набором вагонов недостаточно.
Если спросить посетивших Центральный музей железнодорожного транспорта многие ответят, что на их желание вернуться в этот музей повлияли именно эти, "живые", экспонаты, раскрывающие секреты железных дорог. Которые хотя и стали для современного человека привычными, но работа чьих механизмов не перестает нас удивлять, привлекать, интересовать. Дети смотрят на движущиеся экспонаты неизменно с благоговейным восторгом, но нередко подобное выражение можно встретить на лицах взрослых.
(с) Музеи России