Вероятно, Музей железнодорожного транспорта следует считать старейшим научно-техническим музеем Петербурга. Его историю принято вести от образованного в 1813 году "особого зала" при молодом Корпусе инженеров путей сообщения. Первые экспонаты музея датируются тем же периодом. По легенде некоторые из первых моделей инженерных сооружений, поступивших в собрание, были исполнены первым же ректором Корпуса - А. А. Бетанкуром. Человеком сегодня в первую очередь известного своим вкладом в строительство Исаакиевского собора и установку Александровской колонны (хотя его вклад в промышленность и транспортную индустрию России превосходны). Сейчас в коллекции музея есть 7 моделей созданных при жизни Бетанкура и, конечно, посетителям, да и сотрудникам музея, хотелось бы верить, что хотя бы одна из них вышла из его рук.
За без малого 200 лет своего существования музей вырос, менялась его структура и прописка. Пока в 1903 году он не переместился в специально построенное для этой цели здание на Садовой улице, где музей проживает и по сей день.
Что же придя в музей сегодня, обнаружит заинтересованный взгляд зрителя? Например, многочисленные мастерски исполненные модели паровозов и их "потомков" тепловозов и электровозов. Среди наиболее запоминающихся (хотя, конечно, каждый имеет свое мнение относительно наиболее интересных экспонатов для чего и следует придти в музей) модель первого русского паровоза (сами изобретатели, кстати, именовали его "пароходка", слово паровоз в русский язык пришло позднее). Сконструирован он был отцом и сыном Черепановыми в 1834 году на одном из нижнетагильских заводов Демидовых. При сравнении русской модели с европейским (то, есть английским, Туманный Альбион в ту пору обладал едва ли не монополией на производство железнодорожного оборудования) аналогом выясняется, что отечественный локомотив имел преимущество - имел реверс (в просторечии задний ход).
Модель первого пассажирского состава России курсировавшего по Царскосельской дороге. Рядом представлены первые железнодорожные билеты. Правда, со знакомыми бумажными они имеют мало общего. В то время они были латунными и многоразовыми. Среди реликвий, связанных с первыми железнодорожными маршрутами России привлекает внимание скатерть. Такие получили первые пассажиры петербургско-московской дороги (открытие состоялось 1 ноября 1851 года). Интерес, главным образом, представляет рисунок на их поверхности представляющий карту дороги, облик подвижного состава, маршрут следования и рельеф местности.
В окружении проектов и старинных изображений железнодорожной тематики вслед за локомотивами предстают модели мостов строительство, которых заставляло не раз создателей отечественной железнодорожной сети становиться первопроходцами инженерных решений. Один из наиболее впечатляющих проектов - модель гигантского моста через Енисей, оцененный как достойный представлять в свое время Россию на Парижской выставке. Наравне с Эйфелевой башней данный проект получил Гран-при и золотую медаль. А поскольку год назад мост прекратил свое существование музейная модель источник наиболее точных сведений о знаменитом сооружении.
Не менее интересно изучить эволюцию условий, в которых пассажиры преодолевали километры железнодорожного пути. От первых вагонов, где, кажется, единственным удобством были медвежьи шкуры, исполнявшие роль обогревателя до современных. Которые представлены уже не моделью, а фрагментом самого, что ни на есть настоящего вагона. Столь же радикальные изменения коснулись ряда типов грузовых вагонов.
Отдельная экспозиция рассказывает о работе железнодорожников в годы великой отечественной войны.
Хотя современные локомотивы потеряли значительную долю эффектности во внешности и здесь попадаются оригинальные решения. Например, специальный экскурсионный поезд. Двухэтажный на манер знаменитых лондонских автобусов. Более того, второй этаж, дабы пассажиры могли любоваться пролетающими за окном красотами, практически полностью был выполнен из прозрачного материала.
Помимо прошлого и настоящего российских железных дорог в музее можно заглянуть в их возможное будущее, посмотрев на модели поездов будущего.
(с) Музеи России