Интерес к Востоку, его культуре, истории со стороны представителей западной цивилизации растет с каждым годом. Соответственно и количество экспозиций, посвященных ориентальной тематике постоянно увеличивается. В согласии с данной тенденцией первым крупным выставочным проектом Эрмитажа в 2008 году стала экспозиция "Во дворцах и шатрах: Исламский мир от Китая до Европы".
Особенностью современных выставок демонстрирующих восточные раритеты является внимание к взаимодействию культур. Как самого Востока, например, влияние искусства Поднебесной империи на культуру мусульманских стран. Так и связям его с Западом. На произведениях мастеров исламских стран в окружении арабесок появлялись как фигуры христианских святых (особенно часто подобные композиции можно встретить на вещах, происходящих из Сирии, где мусульмане и христиане жили бок о бок), так и фигуры, пейзажи, которые ожидаешь более увидеть на вазах, родившихся в фарфоровых мастерских Китая. Все представленные на выставке предметы входят в состав эрмитажной коллекции. Некоторые из них представлены в постоянной экспозиции. Правда, открыты залы искусства исламского востока, к сожалению, хотя и по объективным причинам, бывают нечасто.
Некоторые же вещи, по признанию директора музея, и его сотрудники увидели полностью впервые. В первую очередь, эти слова можно отнести к центральному экспонату выставки - палатке, преподнесенной императору Александру III эмиром Бухарским в 1893 году. Которая является воплощением тех дворцов и шатров, о которых говорится в названии проекта. И хотя в пресс-релизе музея эта конструкция именуется именно палаткой, употреблять касательно нее слово, ассоциирующиеся с брезентовой конструкцией вмещающей разве что два спальных мешка, странно. Многокомнатное архитектурное сооружение из украшенной великолепными экзотическими узорами ткани легко представить местом действия знаменитых сказок Шахерезады, на протяжении столетий олицетворяющих Восток европейской мечты. В затененных залах шатра, которые яркое солнце Азии, пробиваясь сквозь пестроцветные полотнища, наполняло многоцветным сумраком, вполне могла оказаться лампа Алладина. А то, что некогда в ее наполненных вкусом благовоний пределах находились вещи достойные пещеры Али-Бабы можно не сомневаться. Сказочный пафос немного разбавлен наличием портрета императора Александра II, вызывающий в памяти то ли лубочные, то ли китчевые картинки.
Бухарская палатка - один из экспонатов "реабилитирующих" Среднюю Азию как место действия восточных легенд. Так, как после вхождения Туркестана сначала в состав Российской империи, а затем и советской о значении его царств, городов, памятником для исламского мира говорить было не слишком принято.
На выставке перед посетителем проходит 10 веков истории мусульманского мира, от рождения ислама (события произошедшего в VII веке нашей эры) до конца XIX столетия. Среди многообразия предметов, украшенных сплетением сложнейших узоров, драгоценными металлами и камнями и требующих от зрителя долгого и пристального изучения, кураторы призывают обратить внимание на архитектурные фрагменты их знаменитого дворцового комплекса Альгамбры. Гранадский памятник недаром имеет славу одной из жемчужин исламского искусства. И на живописные произведения, корректирующие миф о нефигуративности мусульманского искусства. Отторгающего лишь рассказ о сакральных событиях посредством изображения. Что вновь поднимает вопрос о взаимодействии культур: ведь ислам родился именно в тот век, когда иконоборческие споры сотрясали христианский мир.
(с) Музеи России