Программа "Москва Актуальная" - это долгосрочный совместный проект Московского музея современного искусства и галереи XL. Цель программы - восполнить пробелы в показах актуального искусства 1970-х и познакомить широкого зрителя с активно работающими русскими звездами рубежа XX-XXI веков. В рамках программы на площадке Музея в Ермолаевском переулке в мае 2006 года прошли выставки Айдан Салаховой и Виктора Пивоварова, а в 2007 году - огромная ретроспектива Олега Кулика в Центральном Доме художника. В 2008-2009 годах планируется проведение больших монографических выставок
Владислава Мамышева-Монро, Константина Звездочетова, Алексея Шульгина, Аристарха Чернышева и Владислава Ефимова, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Бориса Орлова обычно рассматривают в контексте так называемого соц-арта, вписывая его творчество в жесткие рамки только этого направления. Искусство любого художника - тем более, если речь идет о таком крупном мастере, как Борис Орлов - всегда шире и объемнее заданных рамок. Задача программы "Москва Актуальная" - освобождение творчества художников от критических штампов и поверхностных интерпретаций.
Зачастую показ художника в максимальном объеме - от ранних произведений до зрелого мастерства - абсолютно переставляет привычные акценты. Объемная выставка "прочищает" критические мозги и открывает новые горизонты для анализа. В этом контексте выставка Бориса Орлова "Воинство земное и воинство небесное" - одна из наиболее показательных. Борис Орлов - один из самых "мужественных" московских классиков. Когда рассуждают о творчестве этого художника только в "узких" рамках соц-арта, как-то забывают о том, что Борис Орлов - один из немногих профессиональных скульпторов на московской художественной сцене. И если уж говорить о направлениях в творчестве этого мастера, то нельзя не заметить, что его на протяжении всей жизни в искусстве интересуют практически все великие "имперские" стили: античность, классицизм, великолепное барокко, русский авангард. В этой связи - почему бы не социалистический пафос? Он никогда не критикует, не хихикает или веселится - скорее исследует, ищет нечто общее между эпохами больших стилей.
Его ирония крепко связана с пластикой, в ряде случаев является логическим выводом из пластических контаминаций. Орлова привлекает феномен Власти, причем в ее почти "героической" ипостаси. Специальный интерес - поиск абсолютной формулы этого самого загадочного из человеческих феноменов. Путь Орлова от ранних "метафизических" исканий, через поэтику "имперской" пластики во всех ее художественных обликах (включая инсталляцию), до полной и тотальной деконструкции - одно из самых увлекательных зрелищ в художественной практике.
Мужское начало Бориса Орлова особенно проявилось в поддержке ранее никому не известных звезд русского искусства - Олега Кулика, Владимира Дубосарского и Александра Виноградова. Это еще одна важная грань Орлова - умение увидеть и поддержать начало нового пути в искусстве - пластически иного, но удивительно преемственного по сути. И это один из важнейших выводов выставки, дающих возможность для нового критического анализа московского contemporary art, его истоков, истории и взаимовлияний. Развитие стратегии и тактики художника подробно анализируется на страницах каталога в блестящем исследовании Евгения Барабанова.