В истории двух самых известных художественных группировок Ленинграда 1980-х годов - "Новых художников" и "Митьков" - есть знаменательный эпизод: битва за Ивана Сотникова. Художник Сотников стал предметом спора в результате того, что "Митьки" стремились назвать своей его чудесную живопись, ошибочно приняв его искреннюю заинтересованность их образом жизни за творческое участие в художественном компоненте этого движения. Ошибка вполне извинительная, учитывая огромную ширину изобразительного диапазона художника. Ни у кого из "Новых" дикость не изливалась так феерически красиво, мягко и всегда дружественно по отношению к окружающему миру.
У Сотникова, своего друга и соратника по "Ноль-объекту", Тимур Новиков научился изображать мир совершенно добрым. А из снегопада на картине "Церковь в Вырице" (коллекция Государственного Русского музея) выросла целая ветвь пейзажной живописи, и самая животрепещущая ветвь. Не смотря на единогласное признание его художественного таланта (поменяться с ним на картину "Чужой" предлагал сам Владимир Николаевич Шагин), Сотников в 1990-х удаляется от живописи в сторону религии, принимает посвящение в сан священника и служит в православных храмах. Однако художество никогда не было для Сотникова ремеслом или профессией, но является его натурой. Поэтому, спустя годы, его картины возвращаются на выставки, и персональной выставкой живописи Сотникова под названием "П.М.Ж. С. П. Б. П.З.Ж."
19 января 2008 года открывает новый сезон музей современного искусства в залах Новой академии изящных искусств на Пушкинской 10. Если сокращения С.П.Б и П.М.Ж понятны, то П.З.Ж. - это "пейзаж", зашифрованный в церковно-славянском духе с пропущенными гласными. Такой прием всегда использовался в магических целях, чтобы сакральное не открывалось полностью и не переходило в профанное. Петербургский пейзаж - очень своевременная выставка. Ведь в последнюю пятилетку облик города стремительно меняется. На теле города то тут то там прорываются стеклянные супермегаларьки. Если так пойдет и дальше, от С.П.Б. и от антисоветского достоевского Ленинграда скоро не останется ни одного исторического вида и живого места. П.М.Ж. Сотникова является как раз такое место - Покровская площадь, в которую впадает в своем разночинном течении Садовая.
Году в 1917-м, предчувствуя и уже начав воочую переживать разрушение европейской культуры, Александр Блок утверждал, что если Венера Милосская погибнет, это будет ничего: ведь ее дух, все сакральное и нематериальное останется. Исчезнувшие гласные и звучание согласных в последовательности "П.М.Ж. -С.П.Б. - П.З.Ж." - гласят о том, что материальные основания и формы жизни нашего города необратимо и неуклонно мутируют и опускаются. Сотников, гротескно пошутив, в этом лаконичном поэтическом названии первым так ясно высказал исторический смысл происходящего. А его картины - живописные портреты архитектурных остовов С.П.Б., возможно, станут последними словами петербургского мифа.