16 января в 16.00 Комитет по культуре Правительство Санкт-Петербурга, Департамент Культуры города Москвы, Государственный музей истории Санкт-Петербурга, Государственный музей А.С. Пушкина представляют выставку "Петербургские архитекторы эпохи историзма А.И. Штакеншнейдер. И.А. Монигетти. К.К. Рахау. М.Е. Месмахер". На выставке представлены работы известных петербургских зодчих середины и второй половины XIX века из собрания. Авторы великокняжеских дворцов и особняков знати, крупных общественных сооружений и жилых зданий, они оставили яркий след в архитектуре Петербурга эпохи историзма.
Своим рождением историзм, или эклектика, обязан романтическим веяньям, сформировавшим в общественном сознании представление о самобытности и самоценности каждой культуры. В 1830-е годы стилевое единообразие периода классицизма сменилось обращением к различным историческим прототипам: готике и национальному русскому стилю, ренессансу и барокко. "Свободный выбор форм" (Н. В. Гоголь) стал творческим кредо зодчих, а "многостилие" отличительным признаком архитектуры нового времени.
Самой яркой фигурой в архитектуре ранней эклектики являлся Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865). Виртуозный интерпретатор барокко, ренессанса и античности, он создал в Петербурге ряд зданий, ставших неотъемлемой частью исторического центра города. Это Мариинский дворец на Исаакиевской площади, Николаевский дворец на площади Труда, Ново-Михайловский дворец на Дворцовой набережной и дворец Белосельских-Белозерских на Невском проспекте. Среди работ мастера проекты оформления Старого и Малого Эрмитажей, загородные резиденции и павильоны в Петергофе и его окрестностях, где им было построено свыше 50 сооружений. В усадьбе герцогов Лейхтенбергских в Сергиевке Штакеншнейдер создал новый тип загородного дворца, используя новаторские приемы свободной планировки и живописной композиции разновысоких объемов.
Ретроспективный характер историзма особенно последовательно проявился в оформлении интерьеров зданий, где каждая комната создавалась в том или ином "вкусе". С середины XIX века наблюдается тенденция к роскоши внутреннего убранства и обилию декора, покрывающего все поверхности стен. Помещения насыщаются мебельными гарнитурами, декоративными тканями и предметами прикладного искусства: изделиями из фарфора, стекла и золоченой бронзы. Эти особенности прослеживаются в творчестве Ипполита Антоновича Монигетти (1819-1878), Карла Карловича Рахау (1830-1880) и Максимилиана Егоровича Месмахера (1842-1906).
Придворные архитекторы, авторы крупных жилых и общественных сооружений, они являлись также блестящими декораторами своего времени и часто привлекались к внутренней отделке дворцов и аристократических особняков. Значительная часть представленных на выставке произведений относится к реконструкции Аничкова дворца на Невском проспекте, выполненной зодчими для наследника престола Александра Александровича (с 1881 года императора Александра III) и его супруги Марии Федоровны. Эти работы, осуществленные в 1870-1880-е годы, отразили промежуточный этап проектирования хорошо известного петербургского памятника.
Все проекты, исполненные в технике акварели, отличаются богатством и насыщенностью декора, яркой цветовой гаммой, тщательностью в прорисовке мельчайших деталей. Материалы выставки: около 100 работ проектной графики, дополненные видовыми литографиями середины XIX века, дают возможность познакомиться с различными этапами петербургской архитектуры историзма и творчеством наиболее ярких ее представителей.