Во Франкфурте-на-Майне в Музее Штеделя начала свою работу выставка, посвященная творчества Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553). На экспозиции представлено около 100 произведений, созданных великим художником Реформации и хранящихся ныне в разных музеях Германии и мира.
Лукас Кранах Старший был самым популярным и успешным (в том числе с финансовой точки зрения) немецким мастером своего времени. В этом он превзошел даже своего великого современника Альбрехта Дюрера, родоначальника Северного Возрождения. Вероятно, именно он обладатель универсального таланта и огромной работоспособности - Лукас Кранах Старший, более всех остальных живописцев своего времени повлиял на дальнейшее развитие немецкого искусства.
Уже его ранние пейзажи были новаторскими. В дальнейшем он вдохнул новую жизнь в старые религиозные сюжеты и предложил новые для новой, реформированной веры. Кранах стал главным пропагандистом протестантизма в сфере и посредством изобразительного искусства. Одновременно, он ценился как мастер эротической живописи. В его обнаженных, как правило, известных миру под именем героинь античных мифов соединились традиции готики и маньеризма. В результате Кранах создал такой тип женской красоты, который не перестает волновать и художников, и зрителей. Обращение к нему можно встретить, например, в работах таких мастеров ХХ века как Пикассо и Джакометти. Редчайший, если не единственный пример, когда обнаженные, созданные кистью мастера Севера той эпохи не утратили привлекательности для последующих поколений. Его портреты Мартина Лютера, Фридриха Мудрого (курфюрста Саксонии и покровителя Лютера), Филиппа Меланхтона (сподвижника Лютера) формируют представления об этих исторических деятелях по сей день.
Демонстрируя наследие мастера, представить которое удалось благодаря сотрудничеству музеев Европы и Америки, Музей Штеделя старается приблизиться к разгадке тайны успеха Лукаса Кранаха Старшего. Кураторы выставки предлагают три, по их мнению, наиболее вероятных причины. Во-первых, высокий уровень художественного мастерства. Изобретательность живописца, умение трансформировать старые сюжеты, в соответствии, с привязанностями заказчиков и способность к изобретению новых. И, наконец, талант коммерсанта (успешно, кстати, проявленный им не только в сфере искусства) сочетающийся с умением выбирать патронов (Среди них были и упоминавшийся ранее Мартин Лютер и кардинал Альбрехт Бранденбургский последний гроссмейстер Тевтонского ордена).
(с) Музеи России
Сайт Музея Штеделя: http://www.staedelmuseum.de