В Курской государственной картинной галерее им. А.А. Дейнеки открылась выставка, посвященная 75-летию со дня рождения Виктора Ефимовича Попкова (1932 - 1974), творчество которого было знаковым в системе развития советского искусства 1960-х - начала 1970-х годов.
Окончив в 1958 году Художественный институт им. В. Сурикова, Попков оказался младшим, но вполне равноправным в среде тех, кто творил новую, демократичную атмосферу в советском искусстве во второй половине 1950-х. Попков стремительно эволюционировал от правды факта к напряженности и философской неоднозначности образа, от рублености остовской формы к ее слегка гротесковому изяществу, от простоты локального колорита к утонченности и одушевленности цвета. За неполные 20 лет творчества художник выполнил немало крупных полотен, проникнутых чувством сопричастности к жизни страны и людским судьбам, гражданской ответственностью за собственное дело. Среди них давно признанные этапными "Строители Братска", цикл "Мезенские вдовы", "Шинель отца", "Работа окончена", "Хороший человек была бабка Анисья", "Осенние дожди (Пушкин)". Зрительному ряду выставки особый смысл придает работа И.А. Попова "Автопортрет, начатый 12 ноября 1974 года", день смерти Виктора Попкова. Начатый и оставшийся незавершенным…
Вторая выставка называется "Форма: Опыты". Она продолжает серию экспозиций, посвященных пополнению фондов за последние десять - пятнадцать лет. В экспозиции около сорока произведений живописи и скульптуры и один объект. Период их возникновения располагается между началом 1960-х и концом 1990-х годов. Среди них экспонаты, переданные Министерством культуры России и дары художников. Имена авторов некоторых произведений не новы в собрании галереи и зрителям знакомы: Павел Никонов, Наталья Нестерова, Олег Гостев, Анатолий Ольховиков, Александр Панкин, Александр Флоренский. Другие стали открытием и заполнили некоторые лакуны коллекции восьмидесятых - девяностых годов: Олег Филатчев, Илья Табенкин, Маргаприта Воскресенская, Ольга Гречина, Игорь Гаврилов, Дмитрий Тугаринов и др.
В подтексте "титула" выставки имеется в виду несколько пунктов развития идеи. Первый состоит в возможности достаточно широкого толкования понятия "форма" на стыке фигуративного и беспредметного: структура предмета и (или) произведения, красочной материи и цвета. Вторая грань идеи пролегает в области рассмотрения экспрессивного "напряжения чувств", для передачи которого художники искали адекватной изобразительной речи (читай - формы). Третьей (возможно, не последней) частью замысла экспозиции стал поиск "сближения несхожего", желание в некоторых случаях уйти от стилистической однородности к относительному разнообразию и игре контрастов. Организаторам выставки представляется привлекательным парадокс соседства "классического" Филатчева и драматичного Гостева, умозрительного Табенкина и балансирующего на грани возможной экспрессии чувств Наседкина. Условно предметный мир Р.Гудиева и В. Сахатова находится рядом с пугающе телесным - О Гречиной.
Предлагаемый экспозицией вид на "грани" восприятия мира и раздвижение границ видимого не исключает, но предполагает активное эмоциональное и интеллектуальное участие зрителя в жизни создаваемых художниками образов.