Третьяковская галерея открыла новую выставку в залах графики, посвященную 125-летию со дня рождения Анатолия Васильевича Бакушинского (1883-1939).
А.В. Бакушинский был историком искусства, педагогом, сотрудником сначала Цветаевской, а потом Третьяковской галереи (1924-1939). Не случайно выставка проходит в залах графики, именно Бакушинский основал отдел графики в Третьяковской галерее. К сожалению, после смерти ученого отдел был закрыт. Но через несколько лет необходимость такого отдела назрела снова. В настоящее время отдел графики обладает значительной коллекцией русского графического искусства.
До начала XX века художественные музеи имели отделы живописи, скульптуры и кабинет гравюр. А рисунки не считались музейным материалом. Но на рубеже XIX - начала ХХ века произошло значительное развитие графических искусств, многие коллекционеры стали уделять работам на бумаге много внимания. Но это всеобщее увлечение графикой еще не перешло в музейную плоскость.
Бакушинский прикладывал все усилия, чтобы убедить и профессиональное сообщество в необходимости создания коллекции графики, и посетителей также надо было приобщить к графическим выставкам. А таковые организовывались Бакушинским многократно.
В 1925 году была открыта экспозиция "Русский академический рисунок XVIII - первой половины XIX века. К 200-летию Академии наук", где были показаны работы Ф. Бруни, К. Брюллова, А. Егорова, Ф. Матвеева, И. Барду, Г. Шмидта, О. Кипренского.
Но свои усилия прикладывал ученый не только в сторону старых мастеров. Он работал над формированием коллекции графики современных художников. В 1927 году была показана выставка "Русский рисунок за 10 лет Октябрьской революции", на ней были представлены работы Л. Бруни, П. Митурича, Н. Купреянова, В. Лебедева, В. Чекрыгина. В 1920-е годы подобная выставка была новаторством, сейчас эти работы уже стали неотъемлемой частью графического собрания Третьяковской галереи.
Исследовательские работы Бакушинского посвящены творчеству В. Поленова, И. Репина, В. Сурикова, В. Серова, М. Врубеля. И работы художников, и фрагменты статей представлены на выставке.
И все же, почему графика? Потому что в живописи художник успевает воплотить не все свои замыслы. Часть нереализованного, задуманного остается на листах бумаги. Только сравнивая, сопоставляя живописные и графические произведения, мы можем глубже понять замысел художника. К тому же бывают разные истории. Может быть талантливый художник, но работает только в графических техниках. При отсутствии отдела графики, получается, что творчество такого мастера не будет сохранено для истории. Возможен и другой вариант, живописные работы художника разошлись по другим собраниям и доступными остались только графические произведения. Таким образом, графика заполняет лакуны в живописном собрании. Потом, живописное произведение может быть одно, а в зарисовках несколько вариантов. Мало ли историй.
С несколькими из них Вы познакомитесь в залах графики Третьяковской галереи. Возможно, кто-то из посетителей также увлекается графическими техниками, а к ним относится не только классический карандаш, тушь, уголь, но и акварель, пастель, а порой и темпера. Так на выставке можно узнать, что профессиональные художники не закрепляют пастель. От закрепления поверхность рисунка становится блестящей, меняется цвет. Так что не стоит свои зарисовки щедро сбрызгивать лаком для волос, как это было принято одно время. Стекло не должно лежать прямо на графике, небольшая прослойка воздуха необходима, поэтому делают паспарту из толстого картона, а не просто вырезают окошко из обычной тонированной бумаги. Чтобы колебания влажности не коробили бумагу, графика в рамах заклеивается сзади. И много еще других секретов мастерства на выставке "Вдохновленный рисунком" в Третьяковской галерее. Если прежде считалось, что масло - это вечная техника, а графика слишком хрупка для вечности. То на выставке понимаешь, что графика такая же вечная при соблюдении определенных, довольно простых правил (Н. Трегуб)