Третьяковская галерея открыла выставку живописи, графики и скульптуры Бориса Петровича Чернышёва (1906-1969), выставка готовилась к 100-летию со дня рождения художника. В традиционном понимании живописи - картин на холсте, на выставке нет. В музее представлена живопись на бумаге. Не так часто музейные хранители называют живописью произведения на бумаге, эти работы обычно хранятся в отделах графики и имеют аналогичное название. В данном случае для Чернышёва сделано исключение, потому что художник говорит не языком линии и светотени, в своих работах он строит пространство на тонких нюансах, оперирует цветом, что позволяет определить его быстрые зарисовки как живопись.
На выставке представлена одна небольшая мозаика, маленькая фреска и несколько скульптур. Именно эта часть выставки особенно интересна. К юбилею подготовлено издание, где подробно описаны те работы, которые не могут быть показаны на выставке. Значительную часть своего творческого пути Чернышёв посвятил монументальным техникам - фреске, мозаике. Он был активным человеком. С современной точки зрения в это сложно поверить, но порою он брался за оформление помещения, когда не была оговорена оплата за работу. Если Чернышёв делал роспись по собственному желанию и "за свой счет", то выбирал финансово доступные материалы, которые не отличаются долговечностью. Заинтересовавшись фресками Дионисия в Ферапонтово, он поехал в монастырь и изучал местные глины. Из Ферапонтова Чернышёв вернулся с мешками глины. Художник любил работать руками, он сам делал краски, которыми писал фрески, этими же красками он писал на бумаге. Сотрудники Третьяковской галереи считают и то, и другое живописью, явлением одного порядка, видят в работах на бумаге монументальные черты.
Из-за экспериментальности материалов и сюжетов, многие его монументальные росписи утрачены. Частично росписи утрачены по воле времени, а частично - по воле людей. В сюжетах Чернышёва не было авангардной экспериментальности. Просто в его произведениях не было канонической политической линии, что не находило одобрения у руководителей предприятий, где были выполнены росписи. Так погибли росписи Люберецкого завода.
Художник работал много, часть его монументальных произведений сохранилась, росписи и мозаики подробно описаны в юбилейном издании. Там приведены фантастические примеры, Чернышёв работает над фреской "Родина", которую мыслит в оформлении Библиотеки им. В.И. Ленина. Над росписью художник работает по собственному желанию, не имея заказа. Есть ли сейчас такие мастера?
Если для производственных помещений - завода, библиотеки, в работах Чернышёва не хватало пафоса. То для оформления зон рекреационного назначения его монументальные произведения подходили как можно лучше. Художник оформил Гострудпрофилакторий, военный санаторий в Цхалтубо, пансионат на Клязьме. Герои его мозаик и фресок - женщины. Тема обнаженной модели уже много веков как обосновалась в монументальных произведениях, Чернышёв также в своих работах пишет обнаженных женщин. Как в станковых вещах, так и монументальных, он избегает острых признаков времени. Он пишет женщин, но не женщин-работниц, а женщину вне времени, может быть музу, может быть женщину эпохи Возрождения, женщину как образ весны или юности - "Даная", "Индия", "Грация". Его образы не воспитывают, не призывают, не зовут, они позволяют зрителю остаться в гармонии с собой. Представляя монументальные мозаики, каждый может вспомнить роскошное оформление станции "Комсомольская", в этой работе Чернышёв тоже участвовал. Но художник показал, что мозаика - это не обязательно дорого, мозаику можно делать из естественных камней, буквально собирая их под ногами.
Описание работ Чернышёва в каталоге заставляет задуматься: может быть, вы были в каком-то общественном учреждении, оформленном талантливым художником? В ежедневной суете мы не склонны в полной мере оценить оформление столовой, холла, кинозала. Его живопись разогревает интерес, и уже хочется посмотреть на монументальные работы. (Н. Трегуб)