Спустя 40 лет после Барбареллы и Сарбонской революции Нина Витанова - художница болгарского происхождения, живущая в Швейцарии и Франции, идет на создание своей космической утопии. Нина блещет еще многими талантами, помимо художественного - танцовщицы, светского человека, кулинара и др. С их помощью она берется за покорение артистического и светского космоса российских столиц.
В 2004 г. на выставке "Расширение психического" в галерее Д-137 ее русские друзья предстали героями многослойных "психологических" компьютерных коллажей. Теперь, в новой экспозиции "Пришельцы" художница оставляет дебри подсознания и отправляется со своими героями в открытый космос. Проект образуется из нескольких составляющих. Одна из них - крупноформатные, обработанные в фотошопе снимки-комиксы о ее совместных похождениях во вселенной с веселой мега-звездой отечественного акционизма Владиславом Мамышевым-Монро. Они и заявлены как "пришельцы" - новые Адам и Ева - сексуальные сверхчеловеки, покоряющие неведомые миры с комическими гримасами и театральными жестами.
Вторая часть - портреты отдельных телесно выразительных особей в инопланетных ландшафтах, где среди таких кумиров местной художественной сцены, как Георгий Гурьянов и Майкл Тумблер можно узнать и саму художницу. По сравнению с бойкими гротесками "комиксов" эти представители новой породы выглядят загадочно и драматично. Компьютерные фотографии сопровождает видео-проекция фильма, созданного Витановой совместно с Машей Ша, где Нина с Тублером и Игнатьевым Артемом Анатольевичем в танцевальной импровизации демонстрируют оригинальную пластику человекообразных мутантов грядущего.
Весь проект "Пришельцы" можно рассматривать как положение "на пороге", свойственное нашей ситуации в мире. Развитие брутального психо-органического космоса предыдущего проекта Витановой "Расширение психического" подводит к пределу из коротких частных сюжетиков, осколкам идентификаций, ментального месива. Тот же предел индивидуального возникает и для трогательных "famme fatal" из космоса фантастического гламура. Виртуальный мир "запрограммирован" так, что за его пределом ничего нового нет, только измельчение и умножение того, что мы уже имеем. Наши попытки достижения социального успеха и внутреннего прорыва пробуксовывают в комиксовом мельтешении. Желание вырваться за пределы виртуальных миров в реальность не осуществимо не из-за того, что эти миры велики, а потому, что чем ближе к границе и краю, тем меньше возможности для свободного и оригинального жеста. Мир начинает заворачиваться сам в себя и в тебя, в тупую бесконечность дробления.
Андрей Хлобыстин