Третьяковская галерея в выставочном зале в Толмачевском переулке открыла выставку Александра Бенуа ди Стетто (1896-1979). Обычно у художника называют имя и фамилию, иногда просто фамилию. В данном случае необходимо пояснение "ди Стетто", так как художественный род Бенуа состоит из многих талантливых художников.
Александр Зигфридович Бурхард Леви (по матери Бенуа) родился в 1896 году в Санкт-Петербурге. Его отец был архитектором, он работал вместе с Л.Н. Бенуа. Александр Зигфридович Леви взял фамилию матери много позже, будучи в эмиграции.
Несмотря на то, что имя художника еще мало известно широкой публике, это уже очередная выставка Александра Бенуа ди Стетто. Прежде прошли выставки в Санкт-Петербурге в Русском музее, Музее Академии художеств, Этнографическом музее, Музее театрального искусства, Елагиноостровском дворце-музее, под Псковом в музее "Михайловское". Получается шесть выставок за последние два года, выставка в Москве - седьмая. Сложно привести другого художника, который проводил бы по семь выставок за два года в центральных музеях страны. К пяти выставкам подготовлены каталоги. Вступительные материалы к ним довольно кратки. В тексте упоминается собственный биографический очерк Александра Бенуа ди Стетто, статьи-рецензии на выставки, личный архив, несколько писем. Все это было бы интересно зрителю, который уже знаком с произведениями художников семьи Бенуа-Лансере-Серебряковых.
Отметим анималистическую серию работ. Цикл рисунков животных выполнен сангиной. Александр Бенуа ди Стетто в каждом животном старался почувствовать характер. По словам организатора выставки Ю.В. Мудрова, эти работы можно назвать портретами животных. Интересно, что любовь к анималистическому жанру Александру Зигфридовичу Леви передал его учитель А.А. Рылов, который преподавал в школе Общества поощрения художеств. Художник приносил в класс живую модель, утром он сам ехал на птичий рынок или в зоомагазин и в школу приезжал с каким-нибудь животным или птицей. Учащиеся рисовали кролика, орла, филина, собак, кошек, обезьян, сорок. Не знаю, есть ли сейчас такие учителя.
В 1918 году Александр Зигфридович Леви поступает в реорганизованную Академию художеств, где активно изучает архитектуру. В описании его жизни упоминается архитектурное призвание, правда нет уточнений, удалось ли ему что-то построить.
Состоятельное семейство Бенуа после революции быстро привлекло к себе внимание, после чего последовали аресты членов семьи. В такой ситуации Александр Зигфридович Леви посчитал, что для спасения жизни необходимо покинуть Россию. Швейцарский консул выдал Александру Зигфриду Бурхарду Леви справку о том, что он родился в Стеттене и направляется в Швейцарию. Возможно, так его имя стало звучать как Александр ди Стетто.
В Швейцарии ему, как многим эмигрантам на чужбине, пришлось заново искать свое место в художественной жизни. После одного удачного портрета бундеспрезидента Швейцарской конфедерации Джузеппе Мотта, началась его активная карьера портретиста, художник начал выставлять свои работы. Хотелось бы увидеть этот портрет, который стал поворотным в судьбе Александра ди Стетто, если сложно восстановить судьбу портрета, то можно было бы привести его репродукцию. Подробности о зарубежных выставках художника тоже нужны, чтобы вписать фигуру мастера в контекст эпохи. О его творчестве есть отзывы в прессе, это тоже важно, но в кратком каталоге они не цитируются.
С 1925 по 1926 год художник живет в Париже, где живут так же его родственники А.Н. Бенуа и З.Е. Серебрякова, интересно узнать что-то более подробное по этому периоду.
С 1927 года художник жил в Париже и занимался театральными декорациями. К сожалению, в каталогах они не воспроизведены. Потом семья решила перейти на более спокойный темп жизни и переехала в Женеву в 1929 году. Средства к существованию давали монументально-декоративные росписи общественных зданий. Странно, что на выставке не приведены эскизы этих росписей. Сохранились росписи или нет, в Женеве ли они или уже сняты со стен, но эскизы обычно хранятся в собрании художника. Почему-то в данном случае только упоминание о них в статьях.
На выставке представлены работы в разных жанрах. Довольно много городских пейзажей, портреты, натюрморты. Несмотря на 7 выставок, 5 каталогов и ряд публикаций в периодических изданиях, исследование творчества художника только начато. Коллекция работ мастера довольно обширная, очевидно, что Александр Бенуа ди Стетто был одаренным, талантливым художником, который не мыслил своей жизни без творчества (Н. Трегуб)