Б.П.Чернышев (1906-1969) известен как художник-монументалист, выполнявший в 1930-е - 1960-е годы многочисленные работы по оформлению общественных зданий. Однако не в монументальных произведениях, большинство из которых ныне утрачены, а в станковых работах сегодня мы можем увидеть яркую художественную индивидуальность мастера. В своем творчестве он сумел сохранить исконное назначение искусства - говорить со зрителем о непреходящих ценностях, неподвластных конъюнктуре той или иной исторической эпохи. На выставке в Третьяковской галерее главным образом демонстрируются рисунки, выполненные в разных техниках - темпере, акварели, карандаше. Эти работы представляют Чернышева как тонкого лирика, изысканного колориста, одного из лучших мастеров искусства графики XX века.
Родившийся в сельской семье, в начале 1930-х Чернышев окончил отделение монументального искусства во ВХУТЕИНе. Именно монументальная живопись и скульптура представлялись художнику наиболее актуальными и действенными в эпоху "великих строек" и "революционных свершений". Его педагогами были знаменитые художники Л.Бруни, К.Истомин, П.Кузнецов, А.Куприн, Н.Удальцова, В.Фаворский. Дипломную работу - фреску - он выполнил под руководством Д.Киплика и К.Петрова-Водкина.
В 1930-е годы Б.Чернышев работал художником-оформителем Люберецкого завода сельскохозяйственного машиностроения, участвовал в конкурсе проектов Дворца Советов (работал над скульптурой Ленина), был среди художников, осуществлявших росписи в Центральном театре Красной Армии. В 1935 году он был приглашен в Мастерскую монументальной живописи при Академии архитектуры СССР, где нашел полное понимание и поддержку со стороны ее руководителей - Л.Бруни и В.Фаворского - и творческих бригад. В конце 1940-х - начале 1950-х годов он трудился в Архитектурных мастерских В.Гольфрейха над проектом высотного здания на Смоленской площади. В 1950-е Чернышев под руководством П.Корина выполнял монументальные композиции для оформления станции метро "Комсомольская-кольцевая" совместно с другими художниками.
В поисках "своих тем" в станковом искусстве художник обратился к природе и человеку в их естественном, неприкрашенном, буквально - неприкрытом виде, и к наиболее подходящим для этих задач жанрам - пейзажу, портрету и ню (обнаженной натуре). В силу своего якобы прикладного, студийного значения они даже в сталинское время оставались почти вне идеологии. Отчасти по этой причине, отчасти от элементарной нехватки средств, Чернышев, когда он обратился к станковым видам творчества, будучи прирожденным живописцем, работал в графике. Еще в войну он изобрел особую технику живописи на бумаге: художник работал на оберточной бумаге, на кальке и даже на газете, пользуясь темперой, которую изготавливал сам, применяя растертые глины как красители и яичный желток как связующее вещество. Причем эти материалы подошли ему не только своей дешевизной, но и для решения художественных задач - их шершавая поверхность впитывала краску, как любимая им сырая штукатурка стены - фреску.
Когда Чернышев писал на газете, то порой различимый под краской газетный текст с его характерным языком выступал в роли невольного, но красноречивого "контекста". Однако и с этим "контекстом", и без него его образы, даже в самых жанровых и мимолетных изводах, производят незабываемое впечатление своей способностью вступать в какие-то своеобразные отношения со светом и пространством, что придает им особую значительность и истинную монументальность.
На выставке представлено свыше 70 работ мастера, выполненных в 1930-е - 1960-е годы в разных видах искусства, - живопись на бумаге, рисунок, скульптура из глины и шамота, фреска, мозаика. В экспозицию включены произведения из фондов Третьяковской галереи, Историко-архитектурного и художественного музея "Новый Иерусалим" (г. Истра), галереи "Ковчег", коллекции наследников художника, частных собраний Москвы.
Дополнительно см. http://museum.ru/N32663