В залах Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А. Коваленко состоялось торжественное открытие выставки "Времена года" из собрания Русского музея в рамках федеральной комплексной программы "Россия".
Русский пейзаж - уникальное явление в истории искусства. Его долгий путь от XVIII столетия до сегодняшнего дня был ознаменован блестящими достижениями, созвездиями имен и произведений, которые представлены на выставке. В творчестве пейзажистов в самобытной форме нашли отражение основные этапы развития европейской живописи: классицизм и романтизм, реализм и импрессионизм, символизм и постмодернизм XX века.
Экспозиция знакомит зрителя с русским пейзажем конца XIX- XX веков, среди наиболее ранних образцов: А.Саврасов "Дорога в лес" (1871г), Ю.Клевер "Лес" (1880 г), М.Башкирцева "Весна" (1884 г).
Во второй половине XIX века в работах художников-передвижников изображение природы достигает высочайшего мастерства. Разнообразная и богатая пейзажная живопись стала отражением глубокой любви живописцев к родной земле. При этом одних увлекали лирические мотивы, других - эпические, третьих - искания обобщенного образа, красочность и декоративность пейзажа (Н.Дубовской, К.Маковский, Г.Мясоедов, Е.Волков и др.). Зима в русской живописи так тесно связана со "святыми шестидесятыми", что начинающиеся саврасовскими "Грачами" 70-е годы кажутся краткой весной, репинско-импрессионистические 80-е - неожиданным летом, а прощальные 90-е, символистские врубелевско-левитановские, - долгой осенью русского пейзажа.
В художественной жизни России начала ХХ века значительную роль сыграла также художественная группировка "Союз русских художников". В нее входили художники К.Коровин, А.Архипов, С.Виноградов, К.Юон и другие. Главным жанром в творчестве этих художников был пейзаж. Они явились преемниками пейзажной живописи второй половины XIX века.
В 20-30-х годах ХХ века в искусстве начали развиваться неоакадемические тенденции. Этих взглядов придерживались Н.Дормидонтов, С.Павлов.
Некоторые художники продолжали развивать традиции, заложенные в XIX веке, другие, например Б.Кустодиев, предложили новый взгляд на художественное наследие прошлого века, развивали собственное видение родной природы.
Первое десятилетие ХХ века прошло под девизом самых смелых поисков новых выразительных средств для передачи пейзажа в живописи. Советский реализм продолжил традиции классического русского пейзажа. Внимательно и с оптимизмом смотрели на родную природу А.Пластов, А.Рылов, братья Ткачевы.
Русский пейзаж на протяжении своего существования претерпел эволюцию от классицизма до символизма, включая романтический и экспрессивный пейзаж. Выставка "Времена года", отражая основные этапы развития этого жанра, стала в живописи, как в поэзии и в музыке, способом постижения тайного смысла природы, о близости с которой мечтал и мечтает каждый человек и художник.