"Владимир Баранов-Россине - художник русского авангарда" (из музейных и частных собраний).
Имя самобытного мастера русского авангарда - живописца, рисовальщика и скульптора Владимира Баранова-Россине (1888-1944) мало известно на родине. Судьба его сложилась драматически. В 1912 году вместе с Марком Шагалом, Осипом Цадкиным, Александром Архипенко, Хаимом Сутиным он становится обитателем знаменитого парижского дома "Улей", участвует в парижских Cалонах под псевдонимом Даниэль Россине. Во время Первой мировой войны живет в Норвегии, где и состоялась его персональная выставка. В 1918 году возвращается в Россию, активно занимается общественной и преподавательской деятельностью. В 1925 году вновь оказывается в Париже. В 1944 году после ареста гитлеровским гестапо погибает в Освенциме.
Творчество Баранова-Россине представляет собой соединение разных стилей, характерных для интернациональной Парижской школы: постимпрессионистической, кубистической и кубофутуристической. Художественную эпоху рубежа ХIХ - ХХ веков он постигает с кистью в руках, соединяя в своих произведениях импульсы, полученные от Матисса, Гогена, Пикассо, Синьяка, Ларионова, Бурлюка… Известный французский исследователь авангардистской живописи Жан-Клод Маркаде называл художника "гением многообразия". Изобразительный язык Баранова-Россине - глубоко индивидуален. По мнению специалистов, в каком бы жанре ни работал художник, он задает своим работам особый ритм.
Художник Баранов-Россине проявил себя и как неутомимый изобретатель. Пытаясь сочетать музыку с изображением, он создал аппарат с системой клавиш, позволяющий проецировать на экран более трех тысяч оттенков спектра. Подлинный масштаб творчества художника стал понятен лишь в начале нынешнего века после персональных выставок, состоявшихся в Москве и в Петербурге. Предстоящая выставка в Музее личных коллекций ГМИИ им.А.С.Пушкина позволит существенно расширить представление о художественном мастерстве и одаренности Баранова - Россине, впервые открывая для публики и вводя в научный оборот значительные произведения мастера, находящиеся ныне в частных собраниях, и семье художника.