В Мраморном дворце Русского музея открылась выставка "Православ Совак". На экспозиции представлено около 250 произведений известнейшего чешского мастера второй половины XX века: гравюры, фотографии, рисунки, картины.
Православ Совак (род. в 1926 г. в Высоко Мисто (Богемия) получил художественное образование в Праге в 1940-е годы и тогда же начал свою творческую деятельность. Однако с приходом к власти коммунистов в 1948-м он покинул интеллектуально-культурный круг, в котором вращался, и в течение нескольких лет не обращался к творчеству: работал в промышленности, строил заводы и плотины, был горняком. Это решение было принято без какого бы то ни было давления извне. Сам Совак говорил: "Я верил, что для того, чтобы писать или рисовать по-другому, я сам должен внутренне измениться, начать жить по-другому".
Только в конце 1950-х годов, когда Совак вернулся в Прагу, можно говорить о начале его творческого пути. Своей темой он избрал город, который в его изображении предстает как некая безлюдная конструкция. Эти первые графические листы отличаются не только отсутствием людей, но, прежде всего, структурой, напоминающей технические чертежи или архитектурные рисунки. В работах господствует настроение покинутости и мрачности, царит пустота. Совак занимался почти исключительно графикой, используя технику офорта холодной иглой. Цвет художник в эти годы не использовал, гравюры выполнены в черно-белой гамме.
Тема пустыни имеет для Совака первостепенное значение. Как объясняет сам художник, с тех пор, как он покинул пейзаж своего детства в Южной Богемии, он передвигается по городам, цивилизациям, культурной среде, и постепенно дошел до пустыни. В пустыне он испытывает чувство сопричастности, более абстрактное, чем чувство сопричастности дереву или дому у реки. Это скупой и чистый пейзаж, в котором становишься жителем Земли в самом прямом смысле слова.
В рисунках 1970-х особенно явственно стремление Совака передать уникальную красоту пустынного пейзажа, избежав при этом простого воспроизведения и тем более натурализма. Из структуры пейзажа часто как бы проступают геометрические знаки, прежде всего треугольники, полукружия или замкнутые круги. Они не нанесены на нее сверху, а соединяются с ней, образуя некую метаструктуру. Здесь Совак трансформирует реальный пейзаж пустыни в свои образы, не лишая их собственного природно-прекрасного значения.
В высказываниях Совака о творчестве постоянно встречается понятие времени. Так, Совак говорит о "непрерывности" своего мышления, а также о процессе созидания какого-то определенного графического листа или рисунка. В этой связи он особенно подчеркивает, что его творчество - это не "производство", ибо произведения возникают в мыслительном и биографическом континууме, движение процесса созидания совпадает, таким образом, со временем жизни. Это время жизни, то есть биография художника, характеризуется местами, в которых эта жизнь проходит. Эти места - одновременно и места его искусства: начиная с южнобогемского пейзажа, до таких городов, как Прага и Нью-Йорк, или пустынь Америки. Места, из которых отфильтровываются темы для искусства, биографически и эстетически связаны друг с другом. Они образуют пространство, укорененное одновременно и в идеальном, и в конкретно-материальном, то есть в графике или рисунке.
По словам Хельмута Хайсенбюттеля, "Совак не поддается привычной классификации на течения, тренды и тенденции. Это происходит потому, что в творчестве, подобном его творчеству, которое стремится к совершенству замкнутого круга, составленного из тишины и семантики, метода и темы, интеграла и экзистенциала, историческое образует свой собственный круг".