Выставка "101 икона из Ярославля" организована Государственной Третьяковской галереей и Ярославским Художественным музеем в рамках выставочного и издательского проекта "Золотая карта России".
Ярославль - город с тысячелетней историей, основанный князем Ярославом Мудрым на Волге - расцвет переживает в XVII веке, когда он был вторым в стране после Москвы по численности населения и третьим после Москвы и Казани по богатству. С 1620-х гг. в городе началось строительство каменных приходских храмов на средства ярославских купцов и посадских людей. К концу XVII века в Ярославле было около 40 каменных храмов. Иконы для них писали как свои местные, так и приглашаемые из других городов мастера. В XVIII веке достижения ярославских иконописцев бережно сохранялись новым поколением художников, старые иконописные традиции обогащались приемами стиля барокко. В начале XX в. Ярославль называли городом церквей. Но 1917 года и подавление восстания против советской власти в Ярославле летом 1918 положили начало разрушению храмов. Спасением памятников иконописи в городе занимались сотрудники местного отделения Центральных реставрационных мастерских и музейные работники. Их усилиями создается первое собрание иконописи, вошедшее в состав Ярославского областного музея искусств, а позднее - Ярославского художественного музея.
В настоящее время собрание икон музея составляют более 2000 памятников XIII - начала XX веков. Наиболее значительная часть коллекции - иконы, написанные в период расцвета Ярославля, в XVII - XVIII веках. Им и посвящена выставка "101 икона из Ярославля".
К классическим произведениям искусства Ярославля первой половины XVII столетия относятся иконы "Богоматерь Корсунская", "Вознесение", "О тебе радуется", "Похвала Богоматери с клеймами акафиста", "Рождество Христово". Монументальность образов в этих произведениях сочетается с внимательным отношениям к деталям. Особенно интересна на выставке икона "Святитель Иоанн Златоуст с житием в 52 клеймах". Аналогий столь подробному живописному изложению жития святого в древнерусском искусстве пока не выявлено.
Наиболее полно на выставке представлена иконопись второй половины XVII столетия. Здесь и работы ярославских художников, и мастеров, приглашавшихся в Ярославль. Экспонируется икона Федора Евтихиева Зубова "Илья пророк в пустыне" 1672 года и праздничный чин 1680-х годов из церкви Ильи Пророка, созданный мастерами костромской иконописной артели, во главе которой стоял знаменитый Гурий Никитин.
Искусство Ярославля XVIII столетия значительно менее известно как специалистам, так и широкой публике. Большая часть икон этого периода до последнего времени не была отреставрирована. Более половины из сорока произведений XVIII столетия, никогда не демонстрировались в нашей стране, а шестнадцать икон были отреставрированы специально для этой выставки. Наибольший интерес из них представляют датированные памятники: "Спас Великий Архиерей" Афанасия и Ивана Шустовых 1747 года, "Спас Нерукотворный" 1757 года.
К 2010 году, к 1000-летнему юбилею Ярославля, в городе предполагается восстановление кафедрального Успенского собора, разрушенного в 1937 году. Из этого храма происходят шесть икон, представленных на выставке. Среди них выделяется икона-рама с изображением святых ярославских князей Василия и Константина, несущих список с чудотворной святыни Ярославля - иконы Богоматери Ярославской. Этот образ можно назвать программным для понимания мировоззрения ярославцев: над иконой Богоматери Ярославской изображен земной шар, на вершине которого стоит ярославский Успенский собор, осеняемый Божественным светом.
Выставка "101 икона из Ярославля", является яркой демонстрацией сохранения и развития духовных и художественных традиций иконописания в этом древнем городе на протяжении XVII-XVIII веков. Она стала возможна благодаря многолетнему самоотверженному труду нескольких поколений ярославских и московских реставраторов и музейных сотрудников Ярославля.
Дополнительно о выствке см. http://museum.ru/N32311