10 августа в 17.00 в Фотографическом музее "Дом Метенкова" (К. Либкнехта, 36 (2 этаж) в рамках Фотофестиваля "Открытый горд" состоится открытие персональной выставки Александра Китаева (Санкт-Петербург). Multum, non multa и творческая встреча с автором. Вход на встречу с А. Китаевым свободный.
Александр Китаев - один из самых известных фотографов в нашей стране. Член Союза фотохудожников России, Союза художников России. Автор и участник более 150 выставок в России и за рубежом. Фотографии Китаева украшают собрания Государственного Русского музея, Музея истории Санкт-Петербурга, частные коллекции в России и за рубежом. Выставка в "Доме Метенкова" включает более 200 листов из восьми серий: Метаморфозы, Архитектура тела, Пустынный пляж, Фотограммы, Портреты, Афон, Итальянский дневник, Планета A'dam. В ее названии использовано латинское изречение Multum, non multa (мултум, нон мулта), что на русский можно перевести как "многое, но не много", т. е. много по содержанию, но в немногих словах.
Отказываясь от служебных функций фотографии, - документальной, литературной, мемориальной, - Китаев предъявил себе и миру светопись как чистое и высокое пластическое искусство. Он привержен классической черно-белой аналоговой фотографии, кропотливой ручной печати в "темной комнате". Творчество Китаева построено прежде всего на тончайших градациях свето-тоновой гаммы, решающая роль нюансов характерна для всех аспектов его работ.
Представленные в "Доме Метенкова" фотографии настолько разнообразны по темам и технике исполнения, что каждая из серий может рассматриваться как отдельная выставка. Одно из достоинств Александра Китаева - широкий диапазон технических и стилистических приемов, которыми он владеет, способность создавать очень разные, непохожие произведения. Он обладает редкой возможностью - позволить себе подходить к работе над очередным проектом, как к совершенно новой уникальной задаче, и искать ее решение словно бы "от нуля".
Объектом съемки в сериях "Архитектура тела", "Метаморфозы" и "Пустынный пляж" стало обнаженное женское тело. Ню Китаева - это игра в подобия. Так в серии "Пустынный пляж" выхваченные фрагменты тела напоминают то ли дюны, то ли барханы. Магия этих фотографий в особой технике печати: негатив накладывается на матовое, натертое песком стекло, отчего в отпечатке формы обретают мелкозернистую, песчаную фактуру. "Не мной открыто, что ландшафт человеческого тела подчас поразительно напоминает природный, - объясняет автор. - Вглядываясь в линии и объемы, свет и тени, я стремился включить в кадр лишь то, что работало на вдохновившую меня идею - передать через сходство форм единство всего сущего на Земле".
Название серии "Архитектура тела" вполне откровенно. Тело целиком никогда не попадает в кадр, оно складывается, сгруппировывается в строительный блок, четким темным знаком выделяется на белом листе. "Я был совершенно заворожен красотой и совершенством сидящей передо мной молодой женщины. Ее силуэт, облитый мягким светом, был настолько скульптурен, что мне ничего не оставалось, кроме как запечатлевать эту красоту. Зрители говорят, что взгляд тут в чистом виде взгляд петербуржца. А петербургский взгляд, как известно, формируется под влиянием гармонии и совершенства архитектурных ансамблей" (использованы тексты Н. Подольского, А. Толстовой, Д. Агаповой, Ю. Демиденко, Г. Хайдаровой)