В Литературно-мемориальном музее Н.Островского открылась выставка "Украшение китайских праздников"
В выставочном зале музея Литературно-мемориального музея Н.Островского представлено оригинальное искусство чуан-хуа - кружевной рисунок "оконных цветов", тончайший расписной фарфор, традиционная вышивка по шелку, ажурные изделия из бамбука, живопись по стеклу и китайские народные картинки няньхуа.
В китайской традиции народная картина няньхуа - это многочисленные изображения, связанные с культовой и обрядовой сторонами празднования Нового года, пожелания к празднику, переданные художественным ребусом. В древности няньхуа служили своеобразными книгами-картинами для неграмотного населения, которое знакомилось с литературой страны благодаря уличным рассказчикам, театральным представлениям. Картина няньхуа прошла долгий путь развития: от дешевых печатных икон, изготовлявшихся в буддистских и даосских монастырях в V-VI веках, до полнокровного народного искусства, сформировавшегося в первой половине XIX века.
Как правило, картинки няньхуа выражают пожелания полного счастья, а в Китае это - долголетие, богатство, спокойствие, добродетель и кончина в преклонные годы. Картинки няньхуа считаются хорошим подарком к Новому году. Так, взглянув на изображение няньхуа, можно понять, чего желают ребенку родители. Например, дракон - символ счастья, феникс - символ любви.
В канун Нового года в китайских домах издавна развешивают отпечатанные на бумаге ярко расцвеченные эстампы - новогодние картины. Действие в картинах развертывается или на фоне пейзажа, или дается в конкретной, привычной для китайца обстановке: герои носят соответствующие времени костюмы, появляется множество мелких достоверных деталей. Главным символическим образом в няньхуа было связанное с культом предков изображение мальчика. Считалось, что если в семье сына - толпы голодных душ предков принесут несчастье не только родственникам, но и всей округе. Но еще в няньхуа мы видим яркие и торжественные сцены празднования Нового года, Праздника фонарей, где изображаются люди в богатых одеждах, красивые нарядные женщины - жены и дочери владельцев роскошных домов, румяные здоровые дети.
Исключительная популярность няньхуа в народе связана с тем, что Новый год был важным событием. Им отмечались конец зимы и начало весны, - начало пахоты, от успеха которой и зависел сбор хорошего урожая.
Такое явление культуры, как няньхуа долгое время было практически вне интересов знатоков и любителей искусства, хотя в России китайские народные картинки начали собирать еще в первой половине XIX века, когда известный русский ботаник В.Л.Комаров привез из Поднебесной около шести тысяч листов и устроил в петербургском Географическом обществе выставку, которая произвела большое впечатление.
Не менее интересна серия других работ, представленных в музее - китайские художественные вырезки из бумаги, которые называют чуан-хуа. Современные вырезки из бумаги можно встретить не только в Китае, но даже… в парке "Ривьера", где многочисленные художники предлагают произвести ваш теневой портрет, вырезая из черной бумаги силуэт человека. Исследователи полагают, что искусство силуэтного вырезания, завоевавшее весь мир, зародилось именно в Китае вместе с появлением бумаги.
Самое распространенное направление чуан-хуа - оконные узоры. Накануне праздника Весны - китайского Нового года - женщины наклеивали бумажные вырезки на стекло и ночью они превращали окно в силуэтную ширму.
"Оконные цветы" не допускают разрыва в своём прозрачно-кружевном рисунке. Этим и объясняется некоторая условность изображения. В различных провинциях Поднебесной создатели чуан-хуа выбирали определенные сюжеты. В сельской местности работы мастериц не отличались затейливостью, а вот городские женщины создавали тончайшие и изысканные узоры (Е. Новикова)