Поскольку культурные ценности являются уникальным свидетельством культуры и самобытности народа и незаменимым достоянием его будущего, ИНТЕРПОЛ, ЮНЕСКО и ИКОМ проявляют обеспокоенность в связи с ростом незаконного оборота таких ценностей. В частности, как подтверждают результаты обследования, проведенного недавно ИНТЕРПОЛом в 56 государствах-членах, международная общественность признает, что незаконная торговля предметами культуры через Интернет представляет собой весьма серьезную и постоянно возрастающую проблему как для стран "происхождения" (где имело месте хищение), так и для стран назначения.
Хорошо известно, что предметы культуры, предлагаемые для продажи через Интернет, значительно различаются по своему значению, происхождению и аутентичности. Одни имеют историческую, художественную или культурную ценность, другие такой ценностью не обладают; их происхождение может быть законным или незаконным, одни являются подлинниками, другие - подделками. Большинство стран не располагает средствами ни для наблюдения за всеми продажами в Интернете, ни для расследования всех предложений подозрительного характера. Однако всем странам следует пытаться реагировать на незаконную продажу предметов культуры через Интернет, приняв надлежащие меры.
Эти вопросы обсуждались в ходе третьего ежегодного совещания Группы экспертов ИНТЕРПОЛа по похищенным культурным ценностям, которое проводилось в Генеральном секретариате ИНТЕРПОЛа 7 и 8 марта 2006 г. Участники совещания согласились с тем, что мониторинг Интернета связан с рядом проблем, вызванных следующими факторами:
a) большой объем и разнообразие предметов, предлагаемых для продажи;
b) большое разнообразие мест или платформ продажи предметов культуры в Интернете;
c) отсутствие информации, что сдерживает надлежащую идентификацию предметов;
d) ограниченность времени для реагирования, в силу того, что торги проходят в течение коротких периодов времени;
e) юридический статус компаний, организаций или отдельных лиц, выступающих в качестве платформ для продажи предметов культуры через Интернет;
f) сложность вопросов, касающихся юрисдикции в отношении этих продаж;
g) тот факт, что продаваемые предметы часто находятся не в той стране, где действует платформа Интернета.
С учетом рекомендации, принятой этим совещанием, ИНТЕРПОЛ, ЮНЕСКО и ИКОМ разработали в последствии список мер, который приводится ниже. Основные меры противодействия росту незаконной торговли предметами культуры через Интернет. Государствам - членам ИНТЕРПОЛа и ЮНЕСКО и государствам, в которых имеются национальные комитеты ИКОМ, предлагается.
1. Настоятельно рекомендовать торговым платформам Интернета размещать на всех своих страницах, предназначенных для продажи предметов культуры, следующую правовую оговорку:
"В отношении предлагаемых для продажи предметов культуры и перед покупкой таких предметов, покупателям рекомендуется: i) провести проверку и запросить подтверждение законного происхождения предмета, включая документы, представляющие доказательства законного ввоза (и, возможно, вывоза) предмета, который мог быть ввезен в страну; ii) запросить подтверждение юридического статуса продавца. В случае сомнения предлагается предварительно проверить информацию у национальных властей страны происхождения или у ИНТЕРПОЛа и, возможно, ЮНЕСКО или ИКОМ".
2. Просить платформы Интернета сообщать соответствующую информацию правоохранительным учреждениям и сотрудничать с ними в расследовании подозрительных предложений о продаже предметов культуры.
3. Учредить (в рамках национальных сил полиции или других структур) центральный орган, отвечающий за защиту культурных ценностей и обеспечение на постоянной основе проверки и мониторинга продажи предметов культуры через Интернет.
4. Сотрудничать с национальными и иностранными силами полиции и ИНТЕРПОЛом, а также с соответствующими органами других заинтересованных государств в следующих целях:
a) обеспечение того, чтобы сведения о похищенных и/или незаконно приобретенных предметах культуры сообщались национальным центральным бюро ИНТЕРПОЛа, с тем, чтобы имеющуюся соответствующую информацию можно было включать в базу данных ИНТЕРПОЛа о похищенных произведениях искусства;
b) обеспечение доступности информации о похищенных и/или незаконно приобретенных предметах культуры, а также о любой последующей продаже таких предметов культуры через Интернет при их вывозе с национальной территории или ввозе на национальную территорию;
c) содействие быстрой идентификации предметов культуры посредством: i) обеспечения составления обновляемых перечней предметов культуры с фотографиями или, по крайней мере, с их идентификацией, например с помощью стандарта Удостоверения предмета искусства2; ii) ведения списка рекомендуемых экспертов;
1 Просьба принять во внимание, что вышеупомянутое основные меры не являются ни "рекомендациями", ни "декларациями, хартиями или аналогичными нормативными документами", принятыми Генеральной конференцией ЮНЕСКО, ни "резолюциями", принятыми Генеральной Ассамблеей ИНТЕРПОЛа.
2 Удостоверение предмета искусства, которое является международным стандартом для описания предметов искусства, древности и антиквариата, а также его вариант с дополнительной информацией (одобренный ИКОМ, Фондом Поля Гетти и ЮНЕСКО), представлены на веб-сайте ИКОМ (http://icom.museum/object-id/).
d) использование всех имеющихся в их распоряжении средств для проведения проверки в отношении подозрительных культурных ценностей, в частности с помощью базы данных ИНТЕРПОЛа о похищенных произведениях искусства и соответствующего DVD ИНТЕРПОЛа;
e) отслеживание и пресечение преступной деятельности, связанной с продажей предметов культуры через Интернет, и информирование Генерального секретариата ИНТЕРПОЛа о крупных расследованиях, охватывающих несколько стран.
5. Вести статистику и регистрировать информацию о проведенных проверках, касающихся продажи предметов культуры через Интернет, о соответствующих продавцах и о полученных результатах.
6. Принимать юридические меры для незамедлительной конфискации предметов культуры при наличии обоснованных сомнений в отношении их законного происхождения.
7. Обеспечивать возвращение конфискованных предметов, поступивших из незаконного источника, их законным владельцам.
http://www.ifap.ru/pr/2007/070706b.htm