В Музее личных коллекций показывают коллекцию из Ханты-Мансийска. Об этом собрании наслышаны давно. Подбирали произведения лучшие специалисты из авторитетных музеев. Собрание формируется более 10 лет. Финансовые возможности Ханты-Мансийского округа позволяют покупать произведения на рынке искусства, в то время как обычно музеи довольствуются подарками. То есть у традиционных музеев, что сложилось, то получилось. Художественная галерея Югры сама формирует свою историю. Для чего? Для того чтобы дети Севера могли знакомиться с подлинными живописными произведениями. Коллекцией музея занимается Фонд поколений, надо отметить, что она хороша. На открытии выставки присутствовали сотрудники разных музеев и порою слышались разговоры: "А эту картину наш музей тоже хотел купить, но не успел".
Конечно, учащимся Центра искусств для одаренных детей будет интересно познакомится с изысканной манерой письма К.Е. Маковского, в галерее представлен "Портрет свояценицы" (1879). Сочетает в себе и живописные и графические особенности "Портрет дочери Веры" (1895) И.Е. Репина. Он выполнен углем на холсте.
Символическим центром коллекции является монументальная картина Н.Н. Дубовского "Родина" (1892). В наш век космополитизма это произведение говорит о понятии Родины, которое теперь редко звучит. Сюжет картины традиционный, незамысловатый - две трети неба и полоска земли, река, облака и поселение. Работа написана более 100 лет назад, но полностью отвечает современной социальной политике Ханты-Мансийского округа. Одно время работа на Севере воспринималась как временные заработки, после которых семьи возвращались в прежние города проживания. Но теперь в округе достаточно развиты все стороны жизни - есть специализированные школы, ВУЗы, музеи. Все сферы полностью для готовы постоянной жизни, чтобы люди не ощущали себя временными в этом городе. Многие социальные блага и льготы, которые только вводятся в центральной России, как то выплаты по рождению ребенка, строительство детских садов, в Хантах давно уже есть.
Теперь к социальным благам добавились В.А. Тропинин, И.К. Айвазовский, В.М. Васнецов и И.И Шишкин. Прекрасное обрамление для выращивания талантов. По всей видимости, скоро в Москву приедут молодые талантливые художники Ханты-Мансийска, которые выросли на лучших образцах русского искусства и готовы сказать свое слово в развитии традиций живописи.
Это размышления, которые рождает просмотр коллекции. Но живопись не может служить, только образовательным целям, быть тренировкой для ума. Живопись обращается к сфере чувств. Эмоциональным центром коллекции является "Автопортрет с женой и дочерью" Ф.А. Малявина (1910). Этого художника мы знаем, как автора картины "Вихрь" из Третьяковской галереи. Здесь крестьянский художник, который писал деревенских баб и девок, пишет свою семью в виртуозном стиле модерна. Автопортрет скорее надо было назвать "Портретом жены, дочери и куклы". Сам художник выглядывает на заднем плане из-за своих роскошных дам. Для чего он писал смеющихся крестьянок? Для того, чтобы его семья жила достойно. Эти деревенские бабы претерпели метаморфозы в ленты, шелка, кружева и перья. Роскошно, кому-то даже покажется - излишне роскошно. Но зритель приходит на выставку получить впечатление и он не будет разочарован (Н. Трегуб)