Ярославский портрет - гордость коллекций и визитная карточка древних русских городов Ярославии.
В летний туристический сезон именно провинциальный портрет привлекает внимание и вызывает много вопросов у современного заинтересованного зрителя. Многие портреты будут впервые представлены в экспозиции.
Открытие нового раздела экспозиции - это и анонс двух больших выставочных проектов: "Провинциальный идеализм" /Углич, Иваново - 2007 г., Киров, Ярославль - 2008 г./ и "Искусство Ярославской и Костромской земель XIV-XX веков. Поиски, находки, открытия. 1963 - 2003" /ГТГ, декабрь 2007/
Ярославль золотого XVII века - один из богатейших центров русской торговли, перекресток главных жизненных нервов России - Беломорского пути к новшествам Запада и Волжской дороги на богатый Восток, один из самых бойких и оригинальных городов. С восшествием на престол Екатерины II и особенно после ее путешествия по Волге - высочайшее резюме: "Русские города прекрасны по ситуации, но мерзостны по застройке", - началось переустройство провинциальных центров.
В 1777 году Ярославль стал центром наместничества, возглавленного одним из выдающихся людей своего времени А.П. Мельгуновым. Умный и энергичный правитель способствовал раскрытию и подъему лучших сил губернии. Будучи инициатором всех новых начинаний, он собрал вокруг себя "кружок" из дворянства, купцов и посадской "интеллигенции". Ему удалось привить городу чуть ли не все формы столичной культуры, ориентированной на Запад: система образования, театральные представления, празднества, типография, литературный журнал (первый в провинции!). Появляется масонская ложа - "штаб" культурной реформы.
Зерна культуры Просвещения падают на благодатную почву, подготовленную столетием раньше, складываются благоприятные условия для развития культуры именно в городской среде. Испытывая потребность в самоутверждении, "третье сословие" создает свои портреты. "Ученая", дворянская культура ему чужда, не отвечает их нравственным, религиозным и эстетическим идеалам, меняется отношение и к народной крестьянской культуре. Воплотить новое мироощущение могла только своя, "третья культура". Ее наиболее полным выражением и стал провинциальный портрет. Истоки его художественного языка лежат в житийных иконах XVI-XVII веков, в польских дворянских портретах эпохи барокко, явно знакомых ярославцам, и в крестьянском искусстве. Провинциальный портрет - это своего рода текст, сочетающий в себе стилистику жития, предписаний типа "Домостроя" и светской биографии.
Портрет и атрибут быта. Украшая дом, портреты его хозяев являлись как бы воплощением "духа" дома, служили показателем жизненного уровня и положения в обществе изображенных на них лиц. Сословно ориентированные, портреты ярославских купцов, мещан, военных, духовенства, дворян создавались художниками - выходцами из той же городской среды, стоящими вровень с заказчиком и по происхождению, и по образу мыслей. Прически, одеяния, медали на груди, четки, письма, платочки в руках изображенных становятся знаками корпоративной принадлежности. Как правило, изображения сопровождались надписями, сделанными владельцами на оборотах холстов, где указывалось, кто представлен на портрете, когда родился или умер, когда сочетался браком, сколько имел детей. Сложился определенный канон провинциального бытового портрета, характерный для каждого сословия, который оставался неизменным на всем протяжении существования этого жанра, развитие которого было приостановлено появлением фотографии, однако его влияние на стилистику фотопортретов XIX века несомненно.
Ярославские портреты. Это лица не великих героев и не громких личностей, о них можно сказать словами С.Т. Аксакова: "Прощайте, мои светлые и темные образы; люди, в которых есть и доброе и худое! В тишине и безвестности прошли вы свое земное поприще и давно его оставили: но вы были люди, и ваша внешняя и внутренняя жизнь так же полна поэзии, так же любопытна и поучительна для нас, как мы и наша жизнь, в свою очередь, будем любопытны и поучительны для потомков. Вы были такие же действующие лица великого всемирного зрелища, с незапамятных времен представляемого человечеством, так же добросовестно разыгрывали свои роли, как и все люди, и так же стоите воспоминания".
Куратор экспозиции - ст. научный сотрудник Музея Людмила Яновна Битколова