"Мир неведомый" - так называется выставка произведений ленинградского художника Юрия Михайловича Бякова (1938-2000), выпускника ЛВХПУ, члена СХ с 1972 года, с 1990 года Заслуженного художника России, ведущего художника Ленинградского завода художественного стекла (с 1965 по 1997 годы).
Он четко слышал пульс времени, точно находил форму для воплощения духа эпохи. Его "Сказ о Москве", "Новая Москва", "Школа" - чистые и ясные по форме станковые композиции решены в стилистике, характерной для 1960-х годов, пронизаны современными ритмами. В них много света, воздуха, бодрящей энергии жизни.
"Андрей Рублев", "Дуняша", "Яблочко" близкие по художественному языку предыдущим работам, вместе с тем несли новый образный мотив отечественной культуры, традиций, героев. При взгляде на них вспоминаются произведения итальянских неореалистов, их любовь к черно-белому острому кадру-фрагменту, знаку.
Бяков - художник, для которого жизнь страны являлась собственной жизнью. Продуманно, образно точно найдены формы для решения таких тем, как "Ода революции", "Великой Победе посвящается", "Журавли".
Особенностью ленинградской прикладной художественной школы было тяготение к архитектурному мышлению, к ясности предметной формы, к строгости и содержательности образа. "Метаморфозы", "Размышления", "Воспоминания" и некоторые другие вещи являют собой растущие объемы-структуры. Это пространственные композиции, скорее скульптурного, либо архитектурного характера. Цвет как пульсирующая, развивающая тему составляющая входит в стекло, сложные стекольные фактуры обогащают композиции. Если первые годы творчества произведения Бякова достаточно декларативны, то позже приходит глубина и некая недосказанность. Удивительно, - чем старше становится мастер, тем больше поэзии и лирической ноты чувствуется в его произведениях.
Уже в первых произведениях Бякова проявилось его мастерство рисовальщика. Большая часть работ включает в себя выполненный гравировкой емкий и композиционно интересно решенный рисунок. К таким вещам относятся и знаменитая "Тройка", и "Музыка", и "Море", и "Велогонки" и многие другие работы.
В поздних вещах мастера 1980-90-х годов прозвучала еще одна грань его таланта - умение видеть и работать с цветом, особенно в гуте. Такие композиции как "Морское дно", "Морской пейзаж", "Вулкан" - нарядные удивительно пластичные стекольные произведения, А "Миллион на дороге", "Смутное время" при всем своем изяществе и художественном совершенстве по-прежнему полны проблемами и тревогами нашего времени.
Кроме творческих работ, удостоенных высших отечественных и зарубежных наград, дипломов и премий, Юрий Бяков как художник Ленинградского завода художественного стекла постоянно работал по созданию образцов для тиражного производства. Особым спросом пользовались его формы для сервиза "Восточный", также были популярны кубки "Юбиляру", которые дарились каждый раз с именной монограммой, не менее известны его разработки для пресса салатников, конфетниц, ваз.
Творчество Юрия Бякова - это история ленинградской, советской школы художественного стеклоделия, это история нашего славного завода художественного стекла, у истоков которого когда-то стоял М.Ломоносов, а после второй мировой войны - В.Мухина.
Замечательно, что большая часть произведений хранится в коллекции Елагиноостровского дворца-музея и станет основой нового Музея художественного стекла.