28 июня в корпусе Бенуа Русского Музея открывается выставка "Приключения "Черного квадрата"" из собраний Русского музея, Третьяковской галереи, Эрмитажа, Музея театрального и музыкального искусства, галереей, фондов и частных коллекций. Значительная часть работ принадлежит самим авторам. Участниками экспозиции стали свыше 100 художников, которые представили около 350 произведений искусства.
Данный выставочный проект имеет целью проследить "линию жизни" созданного Казимиром Малевичем произведения в искусстве ХХ века - на уровне идеи, формы, знака, мотива, символического предмета и т.п. В экспозицию вошли работы самого Малевича, его современников и учеников, произведения актуальных художников, в творчестве которых в том или ином виде ощутимо присутствие "Черного квадрата".
Уже в 1920-х годах появились произведения, где были предугаданы последующие формы и способы интерпретации "Черного квадрата". Ученик Малевича Николай Суетин сделал первую "копию" (в дальнейшем их появится немало) - для того, чтобы понять и "приобщиться к тайне изобретения" Цель, которую он преследовал, в 1990-е годы оказалась актуальной. "Формалистический" квадрат Суетина можно считать предшественником минимализма и вообще разного рода жестких геометрических вариаций.
Владимир Стерлигов, Татьяна Глебова, Василий Кандинский и др. адаптировали "Квадрат" к своему творчеству. Его дополняли, развивали и снабжали деталями. Впоследствии, многие теории, родившиеся на основе "Черного квадрата", имели продолжение, развитие и новых последователей. Ученики Малевича передали новым поколениям символическую эстафету.
"Историческая" часть проекта включает такие имена, как Ольга Розанова, Любовь Попова, Надежда Удальцова, Александр Родченко, Иван Клюн, Эль Лисицкий, Вера Ермолаева, Соломон Никритин, Климент Редько, Николай Суетин, Илья Чашник, Лев Юдин, Ефим Рояк, Владимир Стерлигов, Ксения Эндер, Татьяна Глебова и др.
Большинство произведений, использующих "Черный квадрат" как цитату, было создано после выставки "Москва-Париж" в 1981 году, на которой впервые после почти пятидесятилетнего перерыва экспонировался шедевр Малевича. После персональной выставки художника (1988-1989, Ленинград, Москва, Амстердам) в процесс включились новые, молодые силы, и пик интерпретационной активности пришелся на начало 1990-х годов. В дальнейшем интерес к творению Малевича оставался стабильным, хотя и не имел уже признаков "бума".
Ядром проекта - и в концептуальном, и в количественном отношении - стали работы современных художников с акцентом на тех из них, в которых "Черный квадрат" выступает как непосредственная тема художественного высказывания, объект и герой всевозможных интерпретаций и манипуляций. Опорными являются здесь произведения Эдуарда Штейнберга, Франциско Инфанте, Ю.Злотникова, Бориса Турецкого, Эдуарда Гороховского, Олега Васильева, Вячеслава Колейчука, Леонида Ламма, Виталия Комара и Александра Меламида, Вагрича Бахчаняна, Ивана Чуйкова, Александра Юликова, Виктора Пивоварова, Леонида Сокова, Дмитрия Пригова, Ростислава Лебедева, Бориса Орлова, Александра Панкина, Елены Елагиной. Игоря Макаревича, Игоря Захарова-Росса, Тимура Новикова, Натальи Абалаковой, Анатолия Жигалова. Александра Кожина и др.
Весьма широк видовой диапазон выставки. Представлены живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, фотография, коллаж, ассамбляж, объект, инсталляция, видео, предметы fashion-design, книги и документы.